Святой апостол симон кананит. Апостол Симон Кананит (Зилот) Весть о воскрешении Христа доходит до черноморского побережья
Есть простые земные радости, согревающие человеческое сердце, – семейный очаг, дружеская беседа, домашний уют. Многим кажется, что в этом-то и заключено все лучшее в нашей жизни. Так видится людям, еще находящимся на уровне душевности, еще не знающим озарений духовных. Но для избранников наступает мгновение, когда они слышат властный зов духа, любящего до ревности, – и все остальное становится для них ненужным. Так было со святым Симоном Зилотом. В одночасье жизнь его словно переломилась надвое. Святой Симон ушел с собственного брачного пира, оставил и красавицу-невесту, и круг веселых друзей, и дом, нажитый нелегкими трудами, – он бросил все это, потому что услышал зов Небесной Любви.
Маленький галилейский городок Кана, где праздновал свадьбу святой Симон, находился по соседству с другим городком – Назаретом. Добрые люди обоих городов знали друг друга, вместе исполняли обряды отеческой веры, делились житейскими радостями. Среди гостей, приглашенных святым Симоном на брачный пир, оказались и жители Назарета: Пресвятая Мария и Сын Ее Иисус со Своими учениками.
То был скромный праздник. Святой Симон был богат благочестием, а не мирским достатком. Но каждому, даже бедняку, хочется, чтобы его торжество было не хуже, чем у других. А вот на свадьбе святого Симона бедность проявилась так, что грозила испортить общее веселье. Гостям не хватило вина. По восточным обычаям такое считается позором.
Это маленькое горе бедных людей нашло отклик в сострадательном сердце Девы Марии. Она одна знала силу Своего Божественного Сына, знала, как легко Он может помочь беде. И Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них (Ин. 2, 3) .
Так впервые Мать-Молебница человечества обратилась с прошением к Сыну Своему и Господу. Речь шла о простом, о житейском. Сын Божий сошел на землю ради вселенского подвига – и, казалось бы, что Ему до того, весела или печальна будет свадьба каких-то галилейских бедняков? В великих судьбах Господних свершение чудес Христа являлось преждевременным. И Господь сказал Матери Своей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой (Ин. 2, 4) . Но нет! Всемогущий Бог покорился смиренному молению Материнскому.
В словах Божественного Сына слышался отказ, но Пречистая Мать верила, что Ее просьба будет исполнена. И вот по воле Иисуса в сосудах, где только что была вода, заискрилось душистое вино. С радостными возгласами подняли гости заздравные чаши. А распорядитель пира, не зная о совершившемся чуде, удивленно сказал жениху: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе(Ин. 2, 10) .
Как умилительно первое чудо Христово, явленное в Кане Галилейской! Здесь простой радостью согрел простые сердца Всевышний. Здесь Господь освятил человеческий брак и придал ему таинственный смысл. Здесь, в жилище бедняка, на мирском празднике, омраченном нуждой и заботой, началось шествие Спасителя, дивными знамениями указывающего людям путь к Небесному счастью.
В Кане Галилейской открылся несравненный дар Господень роду нашему – заступничество Пресвятой Богородицы. Земная по происхождению, Матерь Божия снисходительна к нашим слабостям, сострадательна к нашим житейским печалям. Нет, не Сама Она вершит судьбы мироздания, но кроткая молитва Матери привлекает к нам милости Всемогущего Сына Ее, как это было на браке в Кане.
Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его (Ин. 2, 11) . Да, первые Апостолы Христовы, видя превращение воды в вино, убедились: Он – Истинный Мессия. Служители и гости брачные были также поражены чудом. Но более всех был потрясен жених, святой Симон Зилот.
Греческое прозвание Зилот или еврейское Кананит означает Ревнитель. Зилотами именовали тех, кто отличался особой ревностью по Богу, стремлением к Высшему. Таким боголюбцем, черпавшим в вере чистейшую отраду сердца, являлся святой Симон. И как неожиданно, как странно столкнулись в его жизни два призыва: земной и Небесный! Он испытывал одну из сильнейших мирских радостей: праздновал свою свадьбу. Но доброе вино, в которое превратилась чистая вода, внезапно охладило кровь и просветлило взор святого Симона Ревнителя. Оглушаемый шумом пиршества, опьяняемый любовью к невесте, он вдруг узнал среди своих гостей Спасителя мира. Знакомый Незнакомец, скромный плотник Иисус из Назарета, то был – Христос! Этого мгновения ждали и не дождались древние патриархи, о нем возглашали пророки, к нему стремились тоскою и надеждой поколения праведников – и вот святой Симон Зилот воочию видел перед собою Мессию. Земные светильники померкли в глазах Ревнителя, узревшего Горнее сияние.
Когда Иисус покидал Кану Галилейскую, среди Его учеников шел и святой Симон. Он следовал за Господом, не оглядываясь на родной город, где оставались его близкие, его невеста, его дом. Пламенный Ревнитель, он забыл все земные чувства ради Божественной Любви. Он ушел со своей свадьбы, чтобы стать гостем на брачном торжестве Небесного Жениха. Так в числе ближайших Апостолов Христовых появился святой Симон Зилот, Симон Кананит.
Кончилось вино на свадьбе святого Симона, но Иисус Христос щедро восполнил эту потерю лучшим, сладчайшим вином вечности. Последуя Спасителю, Апостол Симон вбирал в свою жаждущую душу чудо за чудом, знамение за знамением, слово за словом Божественного Учителя. То было блаженство несравненное.
Однако во дни Голгофские узнал святой Симон великую скорбь. Иисус был распят – и Симона Ревнителя, как и других Апостолов, постигло малодушное сомнение. Тогда-то обожгло его сердце воспоминание о покинутой в Кане Галилейской земной радости – неужели напрасна была эта жертва? Неужели и Христово Учение оказалось бессильно перед вселенской злобой – и для человека нет ничего лучшего, чем наслаждаться мирскими благами, заглушая в себе предчувствие гибели? Так если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор. 15, 19) .
Но счастливее всех человеков стали Апостолы Христовы, когда явился им Воскресший Учитель. Их смутные догадки, их невнятные надежды сменились озарением – знанием тайны тайн Божиих. Апостолам выпала высочайшая честь: сделаться участниками деяний Божественной любви для спасения падшего человечества. В день Пятидесятницы восприняв в души свои Духа Святого, они стали непобедимыми воинами Господними: приняли всеоружие Божие, препоясали чресла свои истиною, и облеклись в броню праведности, и обули ноги свои в готовность благовествовать мир; взяли щит веры, угашающий все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения взяли, и меч духовный, который есть Слово Божие (см.: Еф. 6, 13–17) .
Так шли они к народам и племенам земли, возвещая им спасительную Истину Христову. Среди апостольских подвигов один из самых ярких – путь святого Симона Зилота. Духоносный ревнитель, он пересек в своих странствиях Африку, Азию и Европу, от знойной Мавритании до туманной Британии неся заблудшим свет веры. Венец славы, мученическую смерть за Христа святой Симон принял в Абхазии. Язычники распяли его на кресте – так этот ревностный ученик последовал до конца Господу Иисусу, чтобы стать желанным гостем брачного пиршества Христова в Небесном Царстве.
Тело Апостола Симона было погребено в городе Никопсии близ Сухуми, над его могилой верные воздвигли храм Божий. Доныне сохранилась пещера, в которой жил святой Апостол, когда совершал труд Благовестника. На месте его подвигов в прошлом столетии был основан Новоафонский монастырь в честь святого Симона Кананита. В наше время в тех краях происходило страшное: один православный народ, одичавший среди смут нынешнего века, истребляет другой православный народ – длится безумное братоубийство, длится на земле, освященной деяниями великого Ревнителя Правды Божией.
Да, этот падший мир по-прежнему лежит во зле: льются слезы и кровь, множатся бедствия и преступления. Но христиане знают бессилие мирского беснования, ибо душам их светит Солнце Правды – Христос Искупитель, вводящий спасенных людей в вечное Царство добра, справедливости и любви.
Немногим доступна та пламенная ревностность, которой обладал святой Симон Зилот. Не каждый способен ради высочайшего боголюбия отказаться от всех земных радостей и привязанностей. Но каждый, хотящий спасти свою душу, может и должен среди мирских забот помнить о высшем своем призвании.
Как часто мы забываем разницу между временным и вечным! Житейские дела и отношения кажутся нам важнее, чем наша участь в бессмертии. Земных невзгод мы боимся больше, чем Страшного суда Божия. Стараясь понравиться и угодить людям, мы пренебрегаем своим долгом перед Небесным Отцом. Так, в духовной слепоте и неразумии мы размениваем доверенную нам жемчужину Царствия на мелкие побрякушки – из-за земных пристрастий жертвуем тем, чем жертвовать не имеем права. Да блюдет себя каждый, чтобы блуждающие мирские огоньки не увели его от Божественного Света, не довели до нескончаемой пагубы. Когда земное начинает заслонять для нас Небесное – да послужит нам укоризной и вразумлением память о святом Симоне Зилоте и множестве подобных ему ревнителей по Богу, считавших мирские блага ничтожным мусором в сравнении с сокровищем Любви Господней.
Память святого апостола Симона Зилота совершается в Православной Церкви 23 мая по новому стилю, а также 13 июля, в день Собора двенадцати апостолов.
Жизнеописание святого Симона Зилота
О жизни святого Симона Зилота известно крайне мало, хотя его имя упоминается в списке двенадцати апостолов, который приводят все три евангелиста-синоптика. Кроме того, о нем написано в книге Деяний. Предполагают, что он был родом из Каны Галилейской и именно в его доме Господь совершил первое чудо, превратив обычную воду в прекрасное вино на свадьбе, после чего Симон уверовал в Него и с этого времени начал следовать за Спасителем, став одним из Его ближайших учеников. Существует предание, согласно которому Симон Зилот был сыном Иосифа-обручника и таким образом приходился сводным братом Господу Иисусу Христу.
Поскольку среди двенадцати апостолов уже был один ученик с именем Симон (он же Петр), то за вторым Симоном закрепилось прозвище Кананит, что указывало на его происхождение из Каны Галилейской. Точное местонахождение этого древнего поселения неизвестно, однако считается, что оно находилось на месте нынешней деревни Кафр-Кана в Израиле, где позже был возведен большой храм, получивший название Церкви венчания.
Кроме того, апостол Симон иногда называется Зилотом. Точное происхождение этого прозвища не совсем ясно, но можно предположить, что оно указывает на принадлежность апостола к религиозно-политическому направлению зилотов. Это течение возникло в эпоху Маккавеев в середине I века до Рождества Христова и достигло апогея в первой половине I века после Рождества Христова. Движение зилотов отличалось большой радикальностью. Своей целью приверженцы этого направления ставили освобождение Иудеи от власти Рима и эллинистического влияния, проявлявшегося не только в политической, но также в религиозной жизни страны. Так, например, в 66 году по повелению римского наместника из Иерусалимского храма было изъято все серебро, что послужило поводом к началу Иудейской войны, начатой зилотами. Хотя во время земной жизни Господа Иисуса Христа партия зилотов еще не прибегала к таким решительным действиям как восстание против римского владычества, однако уже тогда отличались большим национальным самосознанием, твердо веря в особую миссию и избранничество еврейского народа. Принадлежность Симона к этой партии говорит о том, что религиозные вопросы были для него крайне важны. Уверовав во Христа как в обещанного Мессию и Спасителя, он начал с такой же ревностью проповедовать новую веру, с какой исповедовал ранее Моисеево учение.
После Вознесения Господа святой Симон Кананит приступил к апостольскому служению сначала в Иудее, где стал вторым епископом Иерусалима после мученической кончины апостола Иакова, а затем проповедовал христианство в Египте, Ливии и Абхазии. Возможно также, что он сопровождал апостола Иуду Иаковлева в его миссионерском путешествии в Персии. Известно, что Симон Зилот принял мученическую кончину на Кавказе около 107 года.
Икона апостола Симона Зилота
Нет единой иконографии святого апостола Симона Зилота, однако нередко его изображают в виде старца с седыми волосами с книгой или свитком. Эти предметы являются обязательными атрибутами на иконах апостолов, поскольку символизируют их проповедническую деятельность и распространение слова Божия среди язычников. Кроме того, на иконах Симона Кананита можно видеть пилу, которую он держит в руках, что напоминает о его мученическом подвиге. По преданию, святого апостола распилили пилой.
Славянские традиции празднования Симонова дня
У многих славянских народов этот день считался особым, так как после празднования памяти Симона Кананита начинались сельскохозяйственные труды. Поэтому в сам день праздника земле давали отдых, не производя никаких работ в поле.
Тропарь, глас 3:
Апостоле святый Симоне,/ моли милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак, глас 2:
Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго/ во хвалении ублажим, яко богоглаголиваго, вси Симона:/ престолу бо славы ныне предстоит и со Безплотными веселится,// моляся непрестанно о всех нас.
Величание:
Величаем тя, / апостоле Христов Симоне / и чтим болезни и труды твоя, / имиже трудился еси / во благовестии Христове.
Молитва:
Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленнаго, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворити души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего; да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди вам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Этот преподобный святитель был одним из 12 апостолов , принявших учение Спасителя Иисуса Христа. Житие апостола Симона Зилота рассматривается с трех разных точек зрения. О его мученичестве писали ближневосточные летописцы, кавказские и английские исследователи.
Священное Писание утверждают, что апостол приходился сводным братом Божьего Сына. Прозвище Симона переводится с арамейского на русский как «ревнитель». Апостол Лука называл его в своих сочинениях по-гречески, - Зилотом, что означает то же самое.
История святого Апостола
В Священных Писаниях история этого ученика Мессии начинается с сюжета, повествующего о его свадьбе. Бракосочетание Симона знаменито тем, что Христос совершил на празднике свое первое чудо после Его Крещения и сорокадневного поста в пустыне.
Интересно! Так как среди учеников Спасителя уже был проповедник по имени Симон (Петр), то нового апостола прозвали Кананитом.
Это имя указывало на происхождение его из Каны, что в Галилее. Точное нахождение этого древнейшего города остается неизвестным. Некоторые исследователи полагают, что он располагался на том месте, где сегодня стоит израильская деревня Кафр-Кана. Этот населенный пункт известен своим большим монастырем, которые именуют Церковью венчания.
Проповедническая деятельность Кананита
После наступления Дня Святой Троицы (Пятидесятницы) , Симон Зилот, следую завету Мессии, распространял христианское учение в некоторых уголках мира. В основном это были регионы Средиземноморья и близлежащие земли: израильская Иудея, африканские Египет и Ливия, а также Мавритания, располагающаяся на дальнем западе африканского континента.
Апостол Симон Зилот
Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным и Матфеем распространяли благую весть о Христе в Иверских землях, а после они отправились в Осетию. Вскоре пути благочестивых святителей разошлись. Андрей стал проповедовать вдоль побережья Черного моря у Кавказа, а Симон поселился в маленькой пещере, рядом с рекой под названием Псыртсхи. В этот небольшой грот святитель Зилот спускался с помощью веревки.
Читайте еще об апостолах Христа:
Симон совершал множество чудес и ознаменовывал важнейшие события, привлекая людей на сторону христианства. В летописях описывается, как с помощью легкого прикосновения преподобный исцелял тяжелые недуги, читая молитву на древнем языке.
Существует три версии, которые рассказывают о его последних мученических днях.
- В англоязычном житии апостола упоминается, что он проповедовал на Британских островах. Однако ортодоксальные христиане подвергают это мнение большому скепсису, не объясняя свою точку зрения. Остается только предполагать, связано ли такое утверждение с удаленностью Великобритании или тем, что эти земли были заселены еретиками. Английские исследователи подтверждают, что Кананит читал Евангелие в публичных местах города Гластонбери, а был казнен безбожными язычниками в Кейсторе (Линкольншир).
- Вторая версия чрезвычайно распространена на Ближнем Востоке. Здешние летописи утверждают: в последние годы апостол Симон Зилот распространял христианское учение в древнем Вавилоне, который сегодня называется Ираком. Сюда Кананит пришел из Иерусалима через город Эдесса для того, чтобы публично читать Священное Писание. Вместе с Иудой Фаддеем его казнили в Вавилоне.
- Исключительно в пределах Российской империи распространена третья версия проповеднического пути святителя Кананита. Она повествует о том, что после чтения Евангелия в Эдессе, апостол Симон Зилот ушел в кавказские пределы и поселился в уединенном месте, где совершал служения и ежедневно молился Всевышнему. Абхазские проповеди святителя подавили языческие обычаи (принесение человеческих жертв) этой местности.
В настоящее время здесь функционирует Ново-Афонский храм, а рядом реставрируется пещера самого апостола Зилота. По этой версии святителя казнили над рекой. На это указывает особый постамент, на котором все еще проступают пятна крови казненного проповедника.
Интересно! Останки преподобного Симона находятся в нескольких областях. Некоторые части захоронены в разрушенном абхазском монастыре, построенном в честь святителя Кананита. Паломники могут прикоснуться к его мощам в церковных комплексах Рима и германских обителях Кёльна, Госпара и Херсфельда.
О наличии останков (верхних конечностей) также говорят и священнослужители монастыря города Кобленц, что на западе Германии. Однако эта информация никак не подтверждена.
Абхазский монастырь в честь апостола Симона
Храм построили в IX столетии рядом с тем местом где, по одной из версий, ученики похоронили преподобного Кананита. Спустя два века, христианская вера окончательно утвердилась в Абхазии, которая процветала в религиозной набожности: государство обогатилось цветущими городами и благочестивыми монастырями, а близлежащие горные цепи укрепились замками и церквями.
Новоафонский мужской монастырь Святого Апостола Симона Кананита
- Однако в конце XII столетия местность завоевали турецкие войска, абхазы сменили христианство на мусульманство. Монастырь апостола Симона подвергся разрушению, как и большинство подобных построек.
- В XIX столетии древний храм восстановили насельники соседнего церковного комплекса. Эта деятельность стала возможной благодаря распоряжению императора Александра III, который передал братии права на эту территорию, а также разрешил ловить рыбу в реке Псырцха.
- Восстановленная обитель являлась центральным местом религиозного просвещения юга Российской империи. В здешнем Пантелеймоновском соборе - культовом строении Абхазии - могли разместиться тысячи прихожан. Прекрасно расписанные стены сооружения демонстрировали истинное изящество русской иконописи.
- Александр III подарил обители паровоз, электростанцию и музыкальные куранты, которые поместили на самой высокой колокольне. На территории обители действовало несколько заводов, вокруг были засеяны виноградники, картофельные поля, экзотические растения и т.д.
- Чтобы пробраться в грот святителя Симона, братия прорубила удобный вход и пристроила лестницу из камня. На стенах пещеры мозаичным образом выложили лики Христа, Богородицы и самого апостола Зилота.
- Внутренне убранство грота практически не претерпело изменений. Паломники, стремящиеся посетить это место, могут наблюдать вблизи источник с целебной водой и небольшой валун с отпечатками ног преподобного апостола.
Читайте о других православных монастырях:
Келья апостола Симона Кананита
Образ Зилота и почитание
Общей иконографии Симона не существует: чаще его изображают как старца, который держит в своих десницах книгу или свиток - обязательные атрибуты для апостолов. Такие полотна символизируют деятельность проповедника и распространение христианского учения. На некоторых иконах святитель изображен с ручной пилой, напоминающей о мученической кончине преподобного старца. Предание гласит, что именно от этого инструмента он принял собственную кончину.
День памяти апостола Кананита, которого многие почитают в качестве покровителя плодородия, приходится на 23 мая. В этот церковный праздник сажают лишь те растения, которые не требуют обработки. Традиция предостерегает от тревог и труда, верующим рекомендуется просто отдохнуть. После празднования сельскохозяйственные работы возобновляются с великой силой.
В церквях 23 мая поется продолжительный акафист , повествующий о бракосочетании в Кане и апостольской проповеди в Иверии. В молитве символично сравнивают превращение воды в вино с обращением православной души к истинному благочестию.
На заметку! Православная Церковь вспоминает святителя 23 мая, когда нельзя совершать никаких работ на земле, и 13 июля, в день совершения особенного праздника - Собора всех двенадцати апостолов. Избрание последних произошло после второй Пасхи, а их список дается в общих Евангелиях и Деяниях.
Став свидетелем чуда, которое сотворил Мессия, Симон Зилот отринул свою прошлую жизнь и пошел вслед за учителем, чтобы проповедовать истинную веру. Апостол совершил великое путешествие вдоль побережья Черного моря и приобщил к религии даже отъявленных безбожников. Симон Кананит принял мученическую смерть за свои подвиги и обрел колоссальную славу среди православного населения.
Видео о святом апостоле Симоне (Зилот) Кананите
Житие
Судьба этого апостола неоднозначна, по крайней мере есть три версии его мученичества: ближневосточная, кавказская и английская. Какая из них ближе к истине - неизвестно, возможно до второго пришествия Христа вместе со своими апостолами и другими святыми.
10 мая по старому, или же 23 мая по новому стилю православная церковь чтит память апостола Симона Зилота (Канонита). В этом году положение несколько иное. В связи с тем, что 23 мая выпало навоскресенье и в этот день празднуется Пятидесятница, церковная служба в честь Симона Зилота перенесена на среду 13 мая. Об этом сообщают богослужебные указания на 2010 год, а также официальные православные церковные календари. И эта служба уже прошла. Тем не менее, можно считать приемлемым вспомнить память святого апостола в воскресенье 23 мая, уже в своих частных молитвах, поскольку к церковному богослужению они не имеют отношения.
Могу выразить и своё мнение по поводу переноса церковной памяти святых. Считаю, что этого не стоит делать принципиально, поскольку не все активные (ревностные) прихожане имеют возможность посетить церковь в день перенесённой памяти святого (например, работают в указанную среду) или даже ничего не знают о переносе, но глубоко чтят память святого (того же апостола Симона Кананита) и по старой памяти будут молиться ему именно в положенный день (в наступающее воскресенье, к примеру).
Или ещё возражение: а разве мешает память апостола Симона Зилота празднованию Святой Троицы? Наверное, наоборот, воспоминание апостола могло пройти в ещё более праздничной обстановке...
Итак, жизнь и духовные подвиги Симона Зилота. Согласно преданию, он являлся одним из сводных братьев Господа Иисуса Христа по отцу Иосифу Праведному. Его имя несколько раз упоминается в Новом Завете, но не более того. Остальное о его жизни и подвигах - исключительно устное предание. Например, своё первое чудо претворения воды в вино Господь сотворил на свадьбе святого Симона в Канах. Именно с Канами Галилейскими, связана одна из интерпретаций имени апостола.
Это чудо настолько сильно подействовало на будущего апостола, что он оставил свою новую семейную жизнь и пошёл во след Иисуса Христа, став одним из его 12 учеников.
После Пятидесятницы, то есть сошествия Святого Духа на апостолов, Симон Зилот проповедывал святое Евангелие в некоторых странах Вселенной (как тогда называли регион Средиземноморья и известные вокруг земли): Иудее, Египте, Ливии (в том числе в Киринее) и даже в Мавритании (на крайнем западе африканского континента). Это те страны, о которых говорят повсеместно, как православные, так и католики.
А вот дальше начинаются разногласия. Среди других стран, называется Великобритания. Об этом упоминается в житии святого апостола, помещённом на соответствующей странице уважаемого сайта Сретенского монастыря Москвы. Но среди ревнителей православия существует мнение, что в Великобритании Симон Зилот не мог быть принципиально. И непонятно, почему именно. То ли потому, что это отдалённый регион, никак не вязанный с остальной историй жизни святого, то ли потому, что это современные инославные земли, населённые еретиками англиканцами). Подобную точку зрения высказывает интернет сайт "Школа жизни" и пишет буквально следующее: "В некоторых изданиях («Жития всех Святых», Иоанн Бухарев, Москва, 1900 г.) сказано, что Симеон был распят на кресте в Британии, где как будто бы и был погребен, но Русская Православная церковь считает это мнение ложным". Такое же мнение тиражируют и некоторые другие русскоязычные сайты, считающие, что в Западной Европе святой не мог быть распят или мучим, но только в родных краях.
И тем не менее, английская Википедия приводит сведения о том, что святой апостол Симон Канонит, по всей видимости, проповедывал в древнем Гластонбери, а был замучен в Кейсторе (современный Линкольншир).
Итак, существует точка зрения, что святой апостол Симон Зилот проповедывал на островах Великобритании и там же был распят на кресте местными язычниками. Вполне логично, если следовать его следам через всю Северную Африку на запад. Но доказательств нет. Только одно из преданий.
Вторая версия жизненного пути Симона Зилота как апостола заканчивается в древнем Вавилоне (современный Ирак). Например, данная версия приводится в немецкой Википедии, да и в целом широко распространена на Ближнем и Среднем Востоке. Причём из Иерусалима апостол пошёл на проповедь Евангелия через старинный город Эдессу. В Вавилоне апостол был казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем.
Наконец, третья версия, употребляемая исключительно в пределах Российской империи, да и сейчас также, сводится к тому, что после Эдессы апостол Фаддей отошёл в пределы кавказские и поселился в уединении и для проповеди в пещере над небольшой речкой Псырцха. Как написано в статье "Что мы знаем о Симоне Кананите?", благодаря его проповеди "в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство". В настоящее время на месте духовного подвига апостола вновь функционирует Ново-Афонский монастырь и восстановлена пещера, в которой жил святой апостол. Также отмечено место над рекой, где святой апостол был казнен. Предание гласит, что язычники отрубили ему голову и что на месте казни до сих пор выступают красные пятна крови апостола. Но, опять же, это только одна из нескольких версий смерти ученика Христова.
В западной христианской традиции Симона Зилота принято изображать держащим пилу, поскольку, как говорится в предании, он был распилен пилой.
Мощи святого апостола
Кавказская версия смерти Симола Зилота повествует о том, что его мощи покоятся под спудом в разрушенном Симоно-Кананитском храме в Абхазии. Тем не менее часть его мощей прослеживается в разных странах и городах Западной Европы: Риме и германских Кёльне и Херсфельде. В Кёльне паломники могут помолиться и приклонить голову у частицы мощей, хранящейся и доступной для посетителей в базилике Андрея (Первозванного).
Сообщение о том, что часть мощей святого апостола находится в Херсфельде, можно подвергнуть сомнению, поскольку в 1040 году они были подарены Гослару (Goslar), а сам монастырь Херсфельда был со временем разрушен и сейчас руины охраняются как памятник истории.
Непонятно, что с мощами и в Госларе, по крайней мере известно, что Симон Зилот является его покровителем.
Наконец, о наличии части мощей Симона Зилота заявляет Сайн, являющийся частью города Кобленц. Да не просто части, а руки апостола. Только одна проблема: нигде в интернете нет ни одной фотографии ни информации, подтверждающие факт наличия части мощей святого апостола в Сайне в наши дни.
В итоге реально можно говорить только о Кёльне. Кроме того, в Германии существует несколько церквей, носящих имя апостлов Симона Зилота и Иуды Фаддея (общее название церквей). Список можно посмотреть здесь.
Святый апостоле Симоне, моли Бога о нас.
ИконографияК началу 1V века в Питиунте (современная Пицунда) было построено несколько церквей, остатки которых исследовались советскими археологами. Сейчас раскопки законсервированы, ждут своего часа...
В первой половине V1 века абхазы приняли христианство как государственную религию, и с этого времени началось строительство многочисленных храмов. В современной Абхазии имеются чудом сохранившиеся церкви V1-X11 веков, которые пережили многочисленные войны, природные катаклизмы, столетия религиозных гонений.. Один из храмов находится в пос. Цандрыпш. Я хочу потом рассказать об этом поселке подробнее..
Еще одно христианское место связано с именем Симона Кананита.
Кто же такой - Симон Кананит?
Апостол Симон был из числа 12-ти Апостолов. Он третий мнимый брат Господа по плоти согласно евангелию от Матфея.
Есть предание, что на браке у Симона Кананита Иисус Христос сотворил первое чудо, претворив воду в вино. Узрев чудо, Симон так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, не смотря на то, что только что вступил в брак.
Имя Кананит, которое иногда ошибочно понимали как «из города Каны», на самом деле имеет в древнееврейском то же значение, что и греческое слово Зилот - «ревнитель». Либо это было собственным прозванием апостола, либо могло означать его принадлежность к политико-религиозному движению зилотов (зелотов) - непримиримых борцов с римским владычеством.
Святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии. В Абхазии принял мученическую кончину.По преданию, апостол был заживо распилен пилой. По другим данным - распят на кресте. Погребен в городе Никопсии (теперь Новый Афон). Впоследствии (в XIX в.) на месте подвигов святого Апостола, близ Иверской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита. Сохранилась пещера, в которой он жил.
Сначала,при подходе к пещере,- Храм святого Апостола Симона Кананита,построенный на мощах апостола в IX-X в.в. Какое-то время храм был усыпальницей высшего духовенства и центром Сухумской епархии. Он неоднократно реставрировался (последний раз в 1882 г.), но снаружи сохранил свой первоначальный облик. Внутри, под слоем поздней штукатурки, имеются небольшие фрагменты древней настенной росписи.
Пещера - то место, которое меня особо впечатлило…
Во-первых, путь к пещере Симона Кананита - очень красивый. Ущелье, река Псырцха, «тропа грешников»…
Это - железнодорожный вокзал Нового Афона, не работает сейчас, он находится на пути к пещере.
С одной стороны тропы - камень с отпечатком стопы Симона Кананита. Это чудо он показал римлянам, ведущим его на казнь..По некоторым данным, казнили его не римляне, а предки абхазцев, не желающих принять христианство.
Место гибели Симона Кананита
Симон творил чудеса. Вместе с апостолом Иисуса Христа Андреем Первозванным (по одной из версий, скрываясь от римских легионеров) он отправился на Кавказ, избрав это место для проповедей. Андрей Первозванный не задержался в наших краях и отправился дальше, в Скифию, прародину России.
А Симон Кананит поселился в уединенном местечке Псырцха, в пещере. Предание говорит, что попадал он в свою пещеру-келью через узкое отверстие в своде.
Было это в 55 году нашей эры. Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство.
В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило.
Я была потрясена тем, что мой фотоаппарат, отказывавшийся достойно фотографировать красоты Новоафонской пещеры, вдруг решил в полнейшей темноте (!), так как пещера не освещена ничем, кроме пары свечек перед иконами, фотографировать четко, ясно! Это при том, что я не переходила на режим фотографирования в темноте… Просто чудо!