Распорядок дня буддийского монаха — тайная жизнь восточных монастырей. Иерархия в буддизме — какие саны и звания существуют Можно ли говорить о разных уровнях медитации
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Тема нашей сегодняшней беседы – иерархия в буддизме. В статье ниже мы расскажем, какие существуют саны, звания в буддийской системе, как они проявляются в различных направлениях. Также вы узнаете, кто такие ламы и какова иерархия буддийского монашества в российских реалиях.
Будет интересно, а главное – познавательно!
Иерархическое деление в разных направлениях
В любой системе, в любом обществе есть особая иерархия – и монашество не исключение. Иерархию монахов-буддистов можно условно разделить на две составляющие: духовную – по количеству накопленных знаний, принятых обетов, уровню медитативной практики, а также должностную – по званию, титулу, к примеру, должность настоятеля храма.
Иными словами, всегда есть разница в возрасте, связи «учитель-ученик», «настоятель-послушник», а взаимоотношения между этими ролями строго определены и подчиняются определенным правилам. То же самое касается отношений монаха и мирянина.
В тхераваде нет сложного соподчинения монахов, зато четко прослеживается превосходство монашества над обычным населением. Тхеравадинское направление, как известно, самое ортодоксальное и считает, что достичь Просветления могут только монахи. Миряне же должны содержать их и относиться к ним с огромным почтением.
Продвижение по духовной лестнице в тхераваде возможно при изучении большого количества священных текстов. Именно поэтому тхеравадины стараются выучить язык пали, запомнить как можно больше канонов и соблюдать огромное число обетов. Высшей степенью посвящения при этом считается бхикшу, который должен соблюдать больше двухсот обетов «Виная-питаки».
Важно помнить, что и в тхераваде есть некоторые различия. Так, например, шри-ланкийские монахи стремятся изучить как можно больше сутт, бирманские – строки из «Абхидхармы», а тайские – из «Виная-питаки».
В махаянском направлении взаимоотношения монашества и мирян гораздо проще, ведь считается, что любой верующий, вне зависимости от того, есть ли у него монашеский титул, может прекратить страдания в этом воплощении. Однако на практике миряне с большим почтением относятся к членам сангхи.
При начале практики дзен каждый ученик должен дать 4 обета бодхисаттвы, а затем постоянно повторять их. В дзен нет строгой структуры, но важное значение имеет учитель, которого называют как «мастер дзен». В японской школе тэндай, которую в свое время создал Сайте, тоже не существует соподчиненности монахов, зато ученики также принимают обеты бодхисаттвы.
Наиболее ярко выражен институт монашества в тибетском буддизме. Именно поэтому вся информация, приведенная ниже, будет относиться преимущественно к этому направлению.
Кто такие ламы
Лама в Тибете буквально означает «высший», «духовный учитель». В тибетском буддизме он играет ключевую роль, так как практика невозможна без собственного наставника. Он направляет на путь истины, своим примером показывает, куда двигаться, чтобы достичь духовности, обучает практике; к нему относятся с глубоким почтением, как к отцу.
Ламой могут называть:
- монаха, который достиг особого уровня в духовенстве;
- мирянина, который не содержится в монастыре, но достиг высокого уровня в духовном плане и готов обучать других мирян (особенно практикуется в западных странах);
- в качестве уважительного обращения к монаху;
- в качестве части применительно к высшим титулам перерожденцев в школах ньингма, сакья, кагью, тантрических учениях, к примеру, Далай-лама.
Далай Лама XIV
Среди лам, в свою очередь, существует определенный соподчиненный порядок: невоплощенные, ученые ламы и тулку. Титул зависит или от собственных заслуг, или достается при рождении.
Невоплощенные
Невоплощенные – низшая ступень лам, и тут тоже присутствует своя структура. Когда юноша решает отказаться от обычного существования и найти монастырское пристанище, он становится банди, или рабженгом. Пока он должен соблюдать лишь 5 обетов.
Спустя пять-семь лет упорного обучения банди принимает уже 36 обетов и становится гецулом. Высшая ступень уровня невоплощенных – гелонг, обязующийся принять 253 обета.
Ученые ламы
Для достижения этой ступени буддистам необходимо обучаться буддийскому учению несколько лет – от десяти до двадцати. В ходе обучения познаются философские, медицинские, астрологические аспекты. В секте гелуг это обучение именуется системой цанид.
Монастырь Сэра в Лхасе
Всего существует пять степеней учености:
- Рабчжамба
- Дорамба
- Габчжу
- Цограмба
Степень геше является высшей и соотносится со званием доктора буддистской философии. Те ученые, которые имели право составлять гороскопы с расчетами о новых воплощениях перерожденцев, благоприятными и неблагоприятными датами важных событий, как раз-таки имели титул геше. Его, как правило, можно получить в главных учебных заведениях Тибета – Сэра, Галдан, Брайбун.
Тулку
Тулку – ламы-перерожденцы, которые помогают всему живому выбраться из оков сансары и для этого постоянно перерождаются в новом воплощении. Тулку можно стать только при рождении, унаследовав духовные качества от предшественника.
Существуют особые способы поиска тулку: гороскопы, высчитываемые компетентными ламами-геше, вещие сны, предзнаменования, прямые указания предшественника. Когда предполагаемого кандидата в виде маленького мальчика находят, ему предлагают выбрать вещи, принадлежавшие ламе в прошлом воплощении.
У перерожденцев тоже есть собственный иерархический порядок:
- Далай-лама – важнейший лама, который являет собой олицетворение Авалокитешвары – будды милосердия. Линия преемственности начинается с окончания XIV века. Он обладает духовной и политической властью.
Всем известен нынешний Далай-лама Четырнадцатый Тэнцзин Гьяцо, борющийся за мир на планете и даже удостоенный Нобелевской премии мира. Он считается духовным лидером тибетских, монгольских, бурятских, калмыцких, тувинских буддистов.
- Панчен-лама – следует за Далай-ламой и является олицетворением Амитабхи. В его руках сосредоточена только духовная власть.
- Кармапа – почитаемый лама в секте карма-кагью, третий по важности, важнейший йог Тибета. Политической властью не обладает.
- Ринпоче – титул, который переводится как «драгоценность» и может прибавляться к званию высших лам. В понимании тибетцев и бутанцев ассоциируется с Падмасамбхавой, которого в знак большой любви называют Гуру Ринпоче.
Патрул Ринпоче — тибетский лама, учитель школы Нингма
В российских реалиях
Собственная иерархическая система есть и в России, так как российские республики Бурятия, Калмыкия, Тува считаются северным направлением тибетского буддизма.
Самым главным человеком в структуре российской традиционной сангхи является Пандито Хамбо-лама.
Среди всех монастырских настоятелей коллегиально избирается Хамбо-лама и его помощники – Дид Хамбо-ламы. Настоятелем каждого монастыря выбирается Соржо-лама и два его заместителя – унзад и човомба. Унзад должен отвечать за расписание служб, обрядов, а човомба – за административную, материальную, дисциплинарную часть.
XXIV Пандито Хамбо лама — глава Буддийской традиционной сангхи России.
К Далай-ламе и Хамбо-ламе принято обращаться как «Ваше Святейшество», а к остальным монахам – «досточтимый».
Заключение
Как мы поняли, структура монашества в буддизме довольно сложная. Если в таких направлениях, как тхеравада или дзен, она почти не проявляется, то в тибетском буддизме имеет несколько степеней, каждая из которых может разделяться на более мелкие иерархические виды.
Продвижение в духовной карьере длится не просто годами, а десятилетиями. При этом некоторые титулы, например, Панчен-ламы или Кармапы, остаются для большинства недоступными, так как ими нельзя стать, а можно только родиться.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Чтобы продолжить вместе изучать буддизм, присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог!.
Желаем вам духовного роста, добра, и увидимся скоро вновь в нашем блоге!
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Одна из самых загадочных религий, которая приоткрывает тайну восточной души – буддизм. Мы хотим познакомить вас с ней и рассказать о ней как можно больше.
Где и когда зародилась буддийская философия, какова ее история, в чем состоят главные идеи, чем она отличается от других религий мира – ответы на все эти вопросы вы найдете в сегодняшней статье. Также вы узнаете, кто такой Будда, чем занимаются буддийские монахи и как стать буддистом.
Что же, начнем.
Что такое буддизм
Буддийская религия, так же, как исламская и христианская, считается мировой. Другими словами, ее принципов придерживаются люди по всему миру, без принадлежности к определенной национальности или стране.
Слово «буддизм» возникло всего в 19 столетии – так восточную религию окрестили европейцы. Сами же приверженцы называют ее «дхарма» или «бодхидхарма», что означает «учение о пробуждении». С этой точки зрения буддизм часто называют не религией, а учением, философией, традицией.
Исторические источники утверждают, что он возник две с половиной тысячи лет назад – в 500-600-х годах до нашей эры. Основателем считается Будда Шакьямуни. Именно он называл свое учение «дхарма», что можно понять как «истина», «природа», «сознание».
Будду очень почитают, но при этом он – не Бог, не Творец. Он Великий Учитель, который раскрыл людям истину, подсказал путь обретения свободы.
Кто такой Будда
В 560 году до нашей эры на северо-востоке Индии, на территории современного штат Бихар, в роду Шакья у правителя родился сын. Его назвали Сиддхартха Гаутама.
Мальчик рос во дворце в роскоши, не знал бед, но при этом был очень одаренным и добрым. Когда он повзрослел, то влюбился в прекрасную девушку и женился на ней. Скоро у них родился наследник.
Когда Сиддхартхе было 29 лет, он вышел за пределы дворца. Нечто страшное полоснуло его сердце – за одну прогулку он увидел больного, старца и похороны. В этот день он понял, как велики страдания людей.
Эта мысль не давала Сиддхартхе покоя, и он был полон решимости найти истину и избавить людей от бесконечных тягот и лишений. Тогда он оставил жену, ребенка, отца и подданных и ушел в странствие.
В скитаниях он провел шесть лет. За это время Сиддхартха общался со многими мудрецами, пробовал разные техники, вел аскетичный образ жизни вплоть до самоотречения, но так ни к чему не пришел.
Почти в отчаянии он сел под дерево и стал размышлять, молиться и снова размышлять. Так он провел 49 дней и наконец испытал состояние, которое теперь называют просветлением – ощущение полной ясности и понимания, абсолютной радости и светлого ума. Он нашел истину бытия, а это самое дерево назвали «деревом Бодхи».
Сиддхартха стал будто другим человеком. Он направился в долину, где встретил людей, желавших следовать за ним, слушая речи молодого человека, в которых заключалась истина. Так принц Сиддхартха Гаутама стал Буддой Шакьямуни – Пробужденным из рода Шакья.
Много лет Будда проповедовал, делился учением со своими последователями, которых становилось все больше. Вместе они постигали дхарму, занимались духовными медитациями.
Уже будучи глубоким стариком, Будда ушел в паринирвану – в окончательную нирвану, покинув наш мир и избавившись от страданий. А его учение спустя 25 столетий все распространяется по нашей планете.
Развитие учения
Появившись в Древней Индии и растекаясь по Востоку, буддийская мысль за все время существования была свидетелем многих событий и вынесла разные перипетии истории: возникновение в Индии индуизма, набеги арийцев, притеснение со стороны мусульман, установление могущественной империи Моголов, современное время с его глобализацией.
Однако дхарма продолжает распространяться по миру – сегодня насчитывается порядка 500 миллионов приверженцев.
В основном это, конечно, юг, юго-восток Азии и дальневосточные регионы: тайские, бутанские, вьетнамские, китайские (особенно тибетские), японские, камбоджийские, лаосские, корейские, шри-ланкийские, мьянманские, непальские, монгольские территории.
В Индии, которая является родиной буддизма, с распространением индуизма учение утратило свое значение – здесь его исповедуют менее одного процента всего населения.
Буддийских взглядов традиционно придерживаются также некоторые национальные республики в России: Калмыкия, Тува, Бурятия, часть алтайских районов. Минуя их, мысль движется все глубже на Запад: в Москву, Санкт-Петербург, в европейские страны и на американский континент.
Главные постулаты
Основные идеи буддийского учения сводятся к трем понятиям:
- – колесо перерождений, череда перевоплощений, в ходе которых люди и все живые существа после смерти реинкарнируют в новом мире, воплощаясь в другом теле.
- Карма – правило причинно-следственной связи. Согласно ему все наши поступки – плохие или хорошие – найдут отражение в будущем и приведут к последствиям. Благие помыслы, действия повлекут за собой благоприятные последствия. Совершив какое-либо злодеяние, человек непременно почувствует на себе следствие кармы. Ее действие распространяется и на следующие воплощения – если вести себя достойно по меркам буддизма, в будущей жизни можно переродиться в более высших мирах.
- – цель любого буддиста, состояние освобождения от страданий, когда человеку удается вырваться из колеса сансары. Достичь нирваны можно путем постоянного духовного роста, медитаций, размышлений, избавления от привязанностей к благам человечества.
Кроме того, существует понятие «дукха». Оно отождествляется с негативными чувствами: страхом, болью, неудовлетворенностью, гневом, тревогой, алчностью – говоря обобщенно, это страдания. С понятием дукха связаны Четыре благородные истины, которые считаются основой буддистского пути:
- Есть дукха – страдание.
- У каждого страдания причина, которая выражается в привязанности, зависимости.
- Есть тропа, которая избавляет от страданий и ведет к нирване.
- Эта тропа – .
Восьмеричный путь предполагает правильное:
- понимание – осознание того, что в жизни есть страдания и привязанности;
- намерения – стремление преодолеть страдания, встав на истинный путь и преодолев собственные пороки;
- речь – соблюдение чистоты слов;
- поступки – действия, которые приносят только благо;
- образ жизни – привычки, которые соответствуют поведению буддиста;
- усилие – стремление достичь истины, сеять добро и отречься от зла;
- мысли – чистота помыслов, отказ от грубых, алчных, похотливых идей;
- сосредоточенность – нацеленность на результат, постоянная духовная работа.
Этапы Восьмеричного пути нужно постигать не по очереди, а все вместе, в комплексе – они неразрывно связаны друг с другом и ведут к освобождению.
Мы видим, что ступени Восьмеричного пути помогают постигать мудрость, воспитывают нравственное поведение и тренируют ум. Будда завещал, что в соблюдении этих основ не нужно бросаться в крайности от полной аскезы до пресыщенной роскошью жизни, нужно найти «золотую середину» – это правило Шакьямуни называл Срединным путем.
Достичь нирваны невозможно без постоянного духовного очищения, практик медитации и соблюдения главных заповедей. Последние предписывают:
- Не причинять другим живым существам зла и актов насилия – это так называемое правило ахимсы.
- Не воровать и не присваивать чужого.
- Не прелюбодействовать.
- Не лгать никому.
- Не употреблять алкоголь, наркотики и другие одурманивающие вещества.
Священные писания в буддийской философии называются сутрами. В разных направлениях почитаются разные сутры, но суть дхармы полно изложена в Палийском каноне, который называется «Трипитака».
«Трипитака» состоит из нескольких томов:
- Виная-питака – включает в себя правила поведения, порядок проведения церемоний, свод правил для монахов;
- Сутта-питака – передает основные моменты учения Будды;
- Абхидхарма-питака – излагает тексты буддизма, которые отражают представление о жизни.
Уникальность дхармы
Буддизм как религия уникален в своем роде, потому что имеет много отличий от других вероисповеданий. Он вобрал в себя черты как религии, так и философии. Именно поэтому буддизм правильнее назвать религиозно-философским учением.
Буддистское учение отличается от других конфессий множеством черт:
- в центре не стоит Творец, Единый Бог или несколько богов;
- нет понятия мироздания – его никто не создавал и никто им не управляет;
- количество миров бесконечно;
- отсутствуют грехи и их искупление – есть лишь карма, которая считается законом жизни;
- нет безоговорочных догматических правил;
- Будда завещал, что не может быть слепой веры – все истины стоит пропускать через себя и проверять собственным опытом;
- учение Будды не считает себя единственно верным – буддисты могут одновременно принимать другое вероисповедание, не нарушая правил дхармы;
- учение не избавляет от «божьей кары», которая есть в других верах – оно ведет к познанию собственной природы и духовному развитию.
В отличие от индуизма, который также строится на законах кармы, сансаре, перерождениях, буддийская философия считает всех людей равными, вне зависимости от положения в обществе и происхождения – в противовес этому в индуизме варны и .
Однако буддийская философия, распространяясь на все новые и новые земли, переливалась в разные течения и принимала разные формы. Каждая школа обретала собственные черты, и некоторые направления становились больше похожи на религию, например тибетский буддизм.
В этом случае Будда обожествляется: ему делают подношения, сооружают алтари, изготавливают статуи, делают изображения, похожие на иконы. Появляется пантеон будд и бодхисаттв – просветленных, которые помогают другим людям обрести освобождение.
Становится все больше храмов, которые также называются дацанами, хуралами, ватами, монастырями. Монахи в особом одеянии, службы в храмах, праздники, медитации с чтением мантр, обряды – в некоторых направлениях прослеживаются все составляющие религиозного течения. Таким образом, буддизм относится к философии и религии одновременно – все зависит от школы дхармы.
Как стать буддистом
«Буддистами не рождаются, ими становятся» – можно адаптировать известное выражение. Действительно, нельзя стать буддистом только родившись в буддийской семье – нужно осознанно выбрать учение как путеводную звезду в жизни, или, как говорят последователи дхармы, «принять прибежище».
В прибежище принимают три драгоценности:
- Будду – это Великий Учитель Будда Шакьямуни или другой Пробужденный;
- Дхарму – Учение Будды, его принципы, заповеди, истины, пути, догмы;
- Сангху – буддийскую общину, которая живет по законам дхармы.
Для достижения главных драгоценностей необходимо отказаться от трех ядов:
- неведения, слепоты к природе бытия и всего сущего;
- желаний, эгоизма, страстей, вожделений;
- гнева и злости.
На пути истины буддист вооружается специальными методами:
- изучение Дхармы – в этом должен помочь наставник, учитель или гуру, чтобы подсказать перечень текстов для исследования, ответить на вопросы, направить на правильную тропу;
- размышления над учением – самостоятельная работа, анализ текстов, сопоставление их с собой и с реальной жизнью;
- практика – медитации, йогические практики, а также применение основ дхармы в обычной жизни.
Избрав путь дхармы и соблюдая главные правила, приверженцы Будды приближаются к познанию себя, окружающего мира и к освобождению от страданий.
Буддийские монахи
Первым буддийским монахом был сам основоположник учения – Будда Шакьямуни. По образу жизни и внешнему виду он был чем-то похож на аскетичных мудрецов, которые относились к ранним религиозным течениям и странствовали по восточным просторам.
Вслед за Буддой из числа его учеников появились другие монахи, которые знакомили с дхармой мирян. Буддийское монашество существует до сих пор – наверняка в фильмах, на фотографиях или даже вживую многие видели их, облаченных в оранжево-красную одежду.
Нынешние монахи не ведут отшельническую жизнь – они обычно поселяются в монастыре целой общиной и тесно взаимодействуют с мирянами – буддистами, которые ведут привычную современную жизнь. Монахи проповедуют мирянам дхарму, учат духовной жизни, а миряне дают им одежду, еду, а во время несчастных случаев – кров.
Монахи мужского пола зовутся «бхикшу», а женского – «бхикшуни». Они живут по строгим законам и ограничениям, которые могут меняться в зависимости от направления буддийской мысли и священных писаний, предписывающих правила монашеской жизни.
Жизнь монахов может быть разной также из-за климата, особенностей природы. К примеру, монахи, которые живут на тибетских высокогорьях или в монгольских степях, могут иметь больше предметов одежды. А в монастырях, которые находятся вдалеке от поселений мирян и поэтому не могут принимать подаяния от них, может быть собственная кухня, где монахи сами готовят для себя еду.
Школы
С течением времени буддийская мысль распространялась по всей Азии и дальше, на Запад. В каждой местности она накладывалась на менталитет местного населения, религиозные верования, укоренившиеся там до прихода буддизма, поэтому существует множество его направлений.
К трем основным школам буддийской философии относятся:
1. Хинаяна – Малая Колесница
В современности чаще употребляется название – учение старейшин. Она считается древнейшей и самой ортодоксальной школой. Распространена в юго-восточном азиатском регионе, поэтому ее часто называют «южным буддизмом».
Страны: Таиланд, Лаос, Камбоджа, Шри-Ланка, Вьетнам.
Тхераваде присущи следующие черты:
- Достичь нирваны может только монах, следуя строгим догмам.
- Освобождение зависит только от самого человека, от его поступков – никто ему не может помочь.
- Нет пантеона будд и бодхисаттв.
- Нет ада и рая – есть только сансара и выход из нее – нирвана.
- Отсутствуют обряды, скульптуры, иконопись, поклонение им.
2. – Большая колесница
Она менее консервативна, чем хинаяна. Считается «северным буддизмом» из-за своей географии.
Страны: Япония, Китай, Южная Корея, северные районы Индии.
Отличительные черты:
- Достичь нирваны может как монах, так и мирянин.
- Помочь в этом людям могут будды и бодхисаттвы.
- Святые выстраиваются в пантеон.
- Появляются их изображения, скульптурные изваяния.
- Им делают подношения, устраивают обряды, службы, праздники, молятся.
- Есть своеобразное понятие рая и ада – существа с хорошей кармой в следующей жизни воплощаются на высших, райских планетах, с плохой кармой – в низших, адских мирах.
3. – Алмазная Колесница
Она появилась как ответвление от Махаяны. Также известна под названием «тантрический буддизм».
Страны: тибетская часть Китая, Непал, Монголия, буддийские республики России – Бурятия, Тува, Калмыкия.
Особенности:
- направленность на самосознание;
- большое значение учителя, гуру – его почитают и поклоняются перед ним;
- медитативные и йогические практики;
- чтение мантр;
- разнообразные обряды, праздники, службы.
Главный учитель в тибетском буддизме – Далай-лама.
В каждой из перечисленных школ может быть еще несколько ответвлений. Также буддизму знакомы направления, которые не относятся ни к одной из главных школ.
Ответвления, в которых прослеживаются элементы учения Будды, но которые не относятся к традиционным школам, объединяются в название «необуддизм». Чаще всего они распространены в «небуддийских» странах Европы и Америки.
Очень популярное сейчас на Западе направление – . Однако оно уже много веков практикуется на японских, корейских и особенно китайских территориях – здесь оно зовется «чань».
Японский монах дзен-буддизма
К главным чертам дзен-буддизма можно отнести:
- неприятие религиозных ритуалов, обрядов, атрибутики, пантеона святых;
- отсутствие священных сутр, проповедей;
- цель – открыть природу Будды с его состраданием и милосердием.
Этой цели можно достичь с помощью практики созерцания. Она выполняется в падмасане – позе лотоса. Закрывая глаза, приверженцы дзен сосредотачивают внимание лишь на собственном дыхании, отрешаются от происходящего вокруг и как бы заглядывают внутрь себя.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, что сегодня вы узнали много нового, познакомились с удивительной философией буддизма и приоткрыли дверцу в еще неизведанный мир Востока.
Конечно, в одной статье невозможно рассказать все о дхарме, ведь даже сотне книг не удалось этого сделать. Но все же мы хотим продолжить раскрывать восточную мудрость вместе с вами.
Пусть истина, любознательность и доброта сопутствуют вам на жизненной тропе. Если вам понравилась статья, оставляйте комментарии, делитесь с друзьями, присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, и будем искать истину вместе.
Диана Моисеенко, РИА Новости.
Буддистский монах Феликс Шведовский не похож на москвичей: бритая голова, бело-оранжевая монашеская одежда и задумчивый взгляд. Выпускник журфака МГУ, он сознательно отказался от карьеры ради религии - в течение десяти лет он не работал, так как, по традиции, монахи живут исключительно на подаяния и странствуют.
Однако уже в течение трех лет Феликс является научным сотрудником Центра японских исследований Института востоковедения РАН, чтобы продолжать изучение культуры страны, которая привела его к буддизму.
День монаха проходит по-разному, но начинается и заканчивается молитвами, которые он читает не только дома, но и на улице. Прохожие принимают Феликса за чудака, когда он, играя на барабане, ходит по городским бульварам и проспектам, кто-то отводит глаза, а кто-то, наоборот, с интересом расспрашивает его об образе жизни.
Тем не менее Феликс не жалеет о своем выборе, несмотря на трудности, с которыми приходится сталкиваться необычному человеку в самом большом мегаполисе России. Тяжелая атмосфера столицы «давит» на монаха, но он не хочет переезжать в другой город, ведь «сердце страны самое лучшее место, чтобы молиться за ее народ».
Поиск себя
В доме Феликса каждый предмет говорит о личности хозяина: ароматические палочки, небольшой молитвенный колокол, изображения Будды, мандала (священный символ для молитв и медитации), свечи, фотографии из Индии, Китая и Японии, где он был со своим учителем - известным своей миротворческой деятельностью японцем Дзюнсэйем Тэрасавой. «С ним мы встретились в 1993 году, когда я нуждался в человеке, который помог бы мне на пути к совершенствованию. До этого я не принадлежал ни к одной религии. У меня возникли вопросы, как помочь своей стране, своим близким, так же, как у Будды появились вопросы, как найти путь избавления от страданий, когда он увидел, что в мире есть старость и смерть», - признается Феликс.
Ему пришлось пройти долгий путь, прежде чем заслужить доверие Тэрасавы и стать монахом - постоянно молиться и пребывать в храме. «Теперь я несу ответственность за весь мир, а это ежедневный и тяжелый труд», - рассказывает Феликс.
По его словам, в Москве буддизм мало распространен, но в городе насчитывается около десятка разных направлений этой религии. «Учение Будды настолько велико и разносторонне, что каждый принимает какую-то из его частей, но понятия отступничества для нас нет - все равны», - поясняет монах.
Как говорит Феликс, буддисты не стараются приобщить москвичей к своей культуре, «ведь цель учения Будды не в том, чтобы делать из людей буддистов, а в том, чтобы молиться за мир и отдавать почтение человеку такому, какой он есть».
«Моя жена и сын христиане, и у нас никогда не было конфликтов на религиозной почве. Для нас неважно, какую религию исповедует человек. Буддизм учит понимать людей и постоянно самосовершенствоваться», - объясняет монах.
Он не осуждает тех, для кого буддизм стал всего лишь модным трендом, но призывает людей глубже изучать особенности религии, если они решили связать с ней свою жизнь.
«Сейчас даже самосовершенствование стало бизнесом. Йога, психологические курсы - все это ненастоящее, раз делается за деньги. Во всем надо стараться видеть суть, а не просто моду», - говорит Феликс.
Борьба за общее дело
По словам монаха, буддисты ордена Ниппондзан Меходзи, к которому он принадлежит, собираются вместе на главные праздники - День рождения Будды - 8 апреля, День просветления - 8 декабря и День ухода в нирвану - 15 февраля, чтобы провести шествия с молитвами и игрой на барабанах. «Уличные шествия с молитвами проводит только наш монашеский орден, иногда к нам присоединяются другие буддисты», - поясняет он.
Кроме того, один раз в год буддисты держат семидневный пост, чтобы очистить сознание и предаться молитвам. Иногда голодание приурочено к праздникам, но может проходить и в обычные дни. «Семь дней мы ничего не едим и не пьем, молимся с шести утра до шести вечера. Сидим перед алтарем, бьем в барабан и произносим молитву у нас в храме. В Москве это невозможно, поэтому мы выезжаем либо на дачу, либо в монастырь. Если люди будут слышать двенадцатичасовой барабанный, как они выдержат?», - говорит монах.
Буддисты выходят на улицы не только в праздники, но и проводят миротворческие акции, за что в 90-х годах часто задерживались сотрудниками правоохранительных органов. «Сейчас они нас узнают, понимают, что мы не замышляем ничего плохого», - рассказывает Феликс.
По его словам, буддисты организовывали марши мира в Москве и на Кавказе с призывом к объединению, марши против «несправедливой войны». Обычные прохожие к таким акциям присоединяются редко, смотрят на буддистов как на экзотику или отводят глаза. «В Москве так, но в других странах люди более живо реагируют», - отмечает Феликс.
Представители других религиозных конфессий редко сотрудничают с буддистами при проведении подобных акций, но во время чеченской войны такие случаи были не редкостью.
«В Чечне нет буддистов, но там есть люди, относящиеся к ним с уважением. Во время войны к нашим миротворческим акциям, маршам мира, митингам на улицах Москвы присоединялись православные батюшки, мулы, старообрядческая церковь. Представителей официальной православной церкви было мало, но они были», - говорит Феликс.
По его словам буддисты всегда открыты к диалогу и готовы помочь каждому, кто в них нуждается.
Москва - город не для всех?
Несмотря на многочисленные заявления властей о намерении создать в столице необходимые условия для представителей всех национальностей и религиозных конфессий, в городе до сих пор нет буддистского храма, притом, что в Санкт-Петербурге он был построен еще в 1913 году.
«Буддисты для встреч снимают квартиры, полуподвалы. В районе метро «Отрадное» был заложены храм и фундамент ступы, в которую помещают прах Будды - после его кремации прах был разделен на множество частей и теперь помещается в ступы по всему миру. Но, видимо, из-за недостатка финансирования строительство уже несколько лет не двигается с места. В то время в этом районе уже есть православный храм, мечеть и синагога», - рассказывает монах.
По мнению Феликса, храм не появится в Москве до тех пор, пока общество не будет к этому готово. «Будда учит изменять человека полностью. Даже тибетская медицина лечит весь организм, если хочет вылечить какую-то болезнь. Нужно лечить все общество, а у нас кругом коррупция, убийства на национальной почве», - объясняет монах.
Сегодня в столице у буддистов всего два места поклонения - фундамент ступы в «Отрадном» и ступа во дворе Центра Рериха напротив Храма Христа Спасителя, о существовании которой мало кто знает. «Нужно сделать так, чтобы в обществе была гармония, а уже потом искать землю для строительства храма», - говорит Феликс.
Ситуацию осложняет то, что москвичи зачастую негативно относятся к русским буддистам, так как считают их предателями православной веры. Нередко его выгоняют из православных храмов, когда он приходит, чтобы выразить почтение Иисусу. «Я не считаю чем-то зазорным придти в православную церковь, я уважаю все религии. Мы бы из своего храма не прогнали никого», - рассказывает монах.
Еда, поданная от всего сердца - совсем другое
Люди часто не понимают Феликса, поскольку он, с точки зрения современного человека, сознательно выбрал путь неудачника, но буддист ни разу не усомнился в правильности своего выбора. И в то же время каждый соблюдающий традиции монах напрямую зависит от горожан, ведь только с помощью их подаяний может прокормить себя и свою семью. «Люди иногда подают еду и деньги. Иногда мы ходим молиться на рынок, где им проще подать. Пищу нам не приходится выбирать, но еда, купленная на заработанные деньги - одно, а поданная от всего сердца - совсем другое», - говорит он.
Как бы то ни было, в мегаполисе, где «каждый думает о деньгах, а не занимается духовным совершенствованием», буддистскому Феликсу трудно долго находиться. Только в двух местах - центре Рериха и Ботаническом саду - у него получается обрести душевное равновесие.
«Я стараюсь хотя бы раз в два месяца выезжать из города в наши монастыри или просто на природу, потому что здесь действительно очень тяжело. Нужно давать себе глубокую внутреннюю установку, чтобы иметь душевную гармонию и одновременно оставаться здесь», - рассказывает он.
По его словам монаха, иногда он нарушает традиции и надевает обычную одежду, поскольку он «живет для людей и среди людей», но воспринимает такое поведение как слабость. Тем не менее, он считает, что необходимо быть в гармонии с окружающим миром. «По сути, мы обыкновенные люди, но главное то, что мы имеет в наших мыслях и сердце», - рассказывает Феликс.
В настоящее время буддисты остались наедине со своими проблемами. Казалось бы, это должно их сближать, но между собой они очень разобщены. Феликс называет это «болезнью больших городов» и надеется, что когда-нибудь ее удастся вылечить, как и другие болезни нашего общества.
Как высушить на себе простынь в морозную ночь и читать по 800 страниц в день. День из жизни обычного монаха.
Давным-давно, более 2000 лет тому назад, было на границе нынешних Непала и Индии королевство. И был у королевства свой раджа, и была у раджи, разумеется, жена. Как-то раз приснился жене раджи сон, будто бы в ее бок вошел белоснежный слон.
Рассказала женщина мужу об удивительном сне, а муж решил немедленно посоветоваться с мудрецом. Мудрец же ответил: родится у тебя скоро сын, и станет он либо великим правителем, либо великим святым.
И прав оказался мудрец: родился у раджи принц – Сиддхартха Гаутама. И знают этого принца и по сей день – как Будду, что в переводе означает «просветленный».
Разумеется, раджа желал, чтобы юный Сиддхартха пошел по его стопам и стал правителем. Святые хоть и пользовались уважением, но чаще всего были просто-напросто бродягами и за душой у них ни гроша не было. Потому с самого рождения наследника отец окружил юношу роскошью и заботой, не выпуская за пределы королевства. Но когда принцу исполнилось 18 лет, ему пришлось отправиться в свое первое путешествие по большому миру. Выехав за пределы своей золотой клетки-дворца, где царили роскошь и благополучие, юноша увидел впервые болезнь, нищету и смерть. Увиденное настолько поразило его, что он решил покинуть свои царственные покои и семью. Вместо управления государством он захотел найти ответ на вопрос — в чем же причина увиденных им страданий.
С тех пор прошло более 2500 лет, а многие люди по-прежнему делают такой же выбор, решая отречься от всего мирского и встать на путь поиска истины.
Буддизм — это религия или нет?
Буддизм с трудом можно назвать религией в нашем понимании этого слова. Буддисты почитают Будду, многих других божеств и бодхисатв, но не как всемогущих правителей мира, а как учителей. Причина страдания в мире, с точки зрения буддистов, - в неведении. Именно из-за искаженного представления о мире человек снова и снова погружается в колесо перерождения, и цель существования каждого живого существа - выйти из колеса рождения и смерти путем осознания истинной природы этого мира. Конечная цель этого путешествия — просветление.
Разумеется, к подобным изменениям готова далеко не каждая душа. Это вполне нормально - невозможно достигнуть цели, не пройдя всего пути. Ну а тот, кто готов — становится монахом
Как стать буддистским монахом?
Каждый монастырь имеет свою традицию. Общие каноны учения Будды одинаковые везде, но такие детали, как распорядок дня, дисциплины, прием в монастырь, могут меняться.
Путь к истине непрост и долог.
Одетый в дорожную одежду путешественника - бамбуковую шляпу, котомку, перекинутую через плечо, и деревянные сандалии, преодолевший многие километры юноша подходит к воротам монастыря. Один из монахов - официальных представителей монастыря — выходит встретить новоприбывшего. Последний представляется и показывает свое рекомендательное письмо от мастера, посвятившего его в духовный сан. Официальный представитель вежливо, но твердо отказывает новоприбывшему в приеме в монашеское братство. Причина может быть любой: монастырь переполнен, нет средств на содержание новых монахов и так далее. Если новый адепт примет это объяснение на веру и, подхватив котомку, отправится в другой монастырь — монашества ему не видать. Никто его не примет и везде будут отказывать. Будущий монах должен сесть на землю перед воротами, сложить голову на свои пожитки и терпеливо ждать, ибо уже тогда начинается урок дзен - на пути к истине есть много преград, и только тот, кто тверд в своем намерении несмотря на то, что говорят другие, дойдет до конца.
Тибетский буддизм
Раньше в каждой тибетской семье как минимум одного ребенка отдавали в монахи - это было единственной возможностью получить образование. В то время детей отправляли в монастырь в возрасте 8–10 лет. Там ребята изучали различные дисциплины: учились быстро читать, изучали тибетский, английский, естествознание, математику - общеобразовательные дисциплины вместе с религиозными. Когда послушникам исполнялось 20 лет, то приходило время решать, как они проведут дальнейшую жизнь. Кто-то оставался в монастыре и становился монахом, другие возвращались в семьи и продолжали светское образование.
Обычный монастырский день
День в монастыре начинается в 5 утра. После подъема все умываются и чистят зубы, а в 5:30, еще до завтрака, начинаются уроки. Разные по возрасту монахи изучают разные по уровню сложности вещи. Традиционно с утра учатся читать, маленькие начинают с алфавита, а взрослые изучают быстрое чтение. Последнее очень важно в буддистских монастырях. Во-первых, нужно много читать, чтобы освоить весь объем учений, оставленных Буддой; во-вторых, некоторые сутры во время церемоний читаются настолько быстро, что если не тренироваться каждый день, то их не получится верно произнести. Монахи с самым быстрым темпом могут прочесть 800 страниц текста за день.
На еду монахи отводят не больше получаса. Пища у них самая простая - рис, даль (чечевичная похлебка), овощи, молоко, масло, несколько раз в неделю яйца. В разных монастырях действуют разные правила питания. Изначально все буддисты были вегетарианцами. Однако когда буддизм пришел в Тибет, то учение достигло регионов, где овощей было просто не достать. В далеких горных деревнях с холодным климатом основная еда — ячменная мука да мясо яка. Поэтому обосновавшиеся в тех местах монахи также вынуждены стать мясоедами.
Следят за территорией монастыря монахи тоже сами. Во время ежедневных пудж, то есть ритуальных молитв, которые проходят в 8 утра и 4 вечера, маленькие монахи, которые в силу своей недостаточной осведомленности о ритуальных практиках не могут совершать пуджу, убирают территорию монастыря.
Поступают на обучение в монастырь, как и в прежние времена, дети 8–10 лет. Эти подростки хоть и бегают в рясах да с бритыми головами — монахами не считаются. Решение о постриге может принять только совершеннолетний и зрелый человек — потому послушники делают выбор в возрасте 20 лет. Они могут или вернуться в мир, или остаться в монастыре и начать следующий этап послушания. Кстати, монахами и послушниками могут и девушки. Правила для юношей и девушек отличаются мало — разве только девушки могут оставить себе ежик на пару сантиметров .
Послушники живут в комнатах по двое. Один - совсем маленький, только вступивший в монастырь, и один опытный, взрослый монах, который может присматривать за послушником и учить его всем правилам.
После достижения 20-летнего возраста послушник принимает решение о том, становиться ли ему монахом или нет. Коли он окончательно решил уйти от мира — его отсылают в особое место, «ретрит», на целых три года. Молодые кандидаты в монахи должны провести это время в максимальном уединении и все свое время заниматься медитацией. Покидать территорию ретрита в этот период запрещено. Важность медитаций побеждает даже необходимость спать: послушники могут даже спать сидя в залах, где медитируют.
Монах может посвятить свою жизнь одному из двух основных направлений. Есть теория — изучение буддистской философии и есть практика — проведение ритуалов и наблюдение за правильностью обрядов.
Некоторые монахи, избравшие путь практики, отправляются в горы медитировать в одиночестве. Они не думают ни о еде, ни о холоде. Этим монахам, идущим таким сложным путем к просветлению, оказывается большое уважение, и жители из окрестных деревень приносят им подношения в виде еды. С холодом монахи борются, применяя особую дыхательную технику - «тумо», согревая одежды теплом собственного тела.
Часто, развивая способности души и разума, во время медитации монахи развивают и способности человеческого тела, которые представляются окружающим как чудо. Ходит много легенд о монахах, которые могли летать, пропадать в одном месте и появляться в другом, но, как говорил далай-лама XIV, настоящее чудо - не злиться на своего врага, не испытывать ненависти к тем, кто испытывает ненависть по отношению к тебе, искренне стремиться к просветлению не для своей личной выгоды, не из-за религиозного тщеславия или ради преодоления себя, а во благо всех живых существ.