Описание синагоги. Что такое синагога Как выглядит синагога снаружи и внутри
Синагога — это не просто помещение, где иудеи молятся или совершают религиозные ритуалы. Зачастую это еще и красивейшее архитектурное творение с непростой историей. Наряду с другими памятниками и мемориалами синагогы нередко становятся одними из главных достопримечательностей городов. Предлагаем вам убедиться в этом, посмотрев подборку 10 самых красивых иудейских храмов со всего мира — от Мьянмы до Германии и от Иерусалима до Буэнос-Айреса.
Синагога Мусмеах Ешуа
Синагога Мусмеах Ешуа Mona Mizi
Синагога Мусмеах Ешуа — сохранившееся свидетельство того, что в свое время еврейская община в Мьянме была на подъеме. На сегодняшний день это единственная синагога в этой стране. Здание было возведено в 1893-1896 гг. иракскими евреями на месте небольшой синагоги, построенной в 1854 году, и в нем до сих пор ведутся богослужения, хотя в стране осталось всего 20 евреев. Смотритель синагоги господин Сэмюэлс (чей сын организовывает туры по еврейским памятным местам страны), показывает посетителям два оставшихся свитка Торы и отводит их на верхний этаж к маленькому окошку, через которое можно фактически с высоты птичьего полета оценить красоту высоких сводов, канделябров и уникальной внутренней отделки из дерева. К сожалению, учитывая малочисленность еврейской общины в Янгоне, будущее синагоги сейчас неопределенно, поэтому если вы вдруг окажетесь в Мьянме, обязательно зайдите в Мусмеах.
Большая хоральная синагога
Большая хоральная синагога Dennis Jarvis/Flickr
Роскошная Большая хоральная синагога была открыта в Санкт-Петербурге в 1893 году — и совсем недавно ее отреставрировали, вернув ей прежнее величие. Эта синагога по-настоящему огромна — ее называют второй по величине в Европе.
Высота этого здания (от центрального купола до фундамента) составляет 47 метров. Синагога, созданная в теплом мавританском стиле, может принять под своими сводами до 1200 людей — туристы также часто заходят и в уютный внутренний двор. На территории синагоги расположен кошерный ресторан и магазин кошерной продукции, где можно купить и пару сувениров — например, матрешку-раввина.
Синагога Хасидут Белз
Синагога Хасидут Белз Mona Mizi
Синагога Хасидут Белз — самая большая в Израиле. Она спроектирована по образу и подобию синагоги, которая стояла в украинском городе Белзе (Львовская область) и была разрушена во время Холокоста. Поэтому сегодня израильская синагога одновременно служит и местом религиозного служения, и символом победы над нацистским смерчем. На строительство Хасидут Белз — как и в свое время на возведение синагоги в Белзе — ушло 15 лет. В стенах здания одновременно может расположиться до 10 тысяч человек. В ее Синагогальном ковчеге высотой 12 метров может храниться до 70 свитков Торы — за это Хасидут Белз даже внесена в Книгу рекордов Гиннесса, ведь обычно в синагогах хранится не больше шести свитков. Под сводами синагоги висит 9 роскошных канделябров, в каждом из которых более 200 тысяч элементов из чешского хрусталя — благодаря этому интерьер выглядит торжественно и нарядно, словно бальный зал.
Синагога Пардеси
Синагога Пардеси Dennis Jarvis/Flickr
Синагога Пардеси — старейшая действующая синагога Индии. Она была построена в 1568 году общиной сефардских евреев, которые жили на этих землях. Слово Paradesi в некоторых наречиях этого региона означает «чужеземец, чужой», что красноречиво объясняет, насколько «своим» было это строение для местных жителей. Все простые посетители и молящиеся, которые заходят в синагогу, должны снять обувь и босыми пройтись по керамической плитке пола, расписанной вручную. Внутри синагоги собраны уникальные антикварные предметы — там есть и восточный ковер, и золотые короны, и Ковчег, в котором хранится 4 свитка Торы.
Синагога Охель Яков
Синагога Охель Яков digital cat/Flickr
Синагога Охель Яков — ивр. «Шатер Якова» — была спроектирована архитекторами Реной Вандель-Хоефер и Вольфгангом Лорхом (именно их проект победил в соответствующем конкурсе в 2001 году). Здание построено в модернистском стиле — оно представляет из себя «затянутый» в металлическую сетку куб из стекла, который стоит на каменном фундаменте. Проект символизирует один из множества шатров, в которых евреи жили во времена Исхода. Интерьер синагоги также выдержан в современном стиле — стены обшиты гладким, отполированным деревом и украшены золотыми надписями. История синагоги интересна настолько же, насколько и ее архитектура — первая Охель Яков стояла в паре кварталов от нынешней и была разрушена в 1938 году в период нацистской оккупации. Нынешняя синагога расположена на территории нового Еврейского центра, в котором также находятся Еврейский музей и, собственно, сам Общинный центр. Синагога и здание Центра соединены Коридором памяти, который посвящен 5 тысячам жителей Мюнхена, уничтоженных нацистами.
Большая синагога в Сиднее
Большая синагога в Сиднее BobMeade/Flickr
Несведущий путешественник может спутать Большую синагогу в Сиднее с католическим собором — настолько сильно она напоминает готические французские или немецкие церкви. Она по праву считается одним из самых красивых зданий религиозной направленности в Австралии. Этот иудейский храм, строительство которого завершилось в 1878 году, расположен в самом центре Сиднея, и в нем сочетаются влияния готического и византийского стилей. Эта синагога прекрасна как внутри, так и снаружи — окно-розетка во фронтоне и мощные колонны придают величественности фасаду, а голубые своды с золотыми звездами — создают торжественную атмосферу внутри здания. В синагоге регулярно проводятся экскурсии — в полдень, по вторникам и четвергам. В синагоге часто проходят культурные мероприятия — она находится в списке объектов города, которые принимают у себя Сиднейский фестиваль искусств. В частности, там проходят музыкальные представления — благодаря великолепной акустике эта синагога идеально для них походит.
Тепмло Либертад
Тепмло Либертад Sandra Cohen-Rose and Colin Rose/Flickr
В Аргентине находится самая большая еврейская община в Южной Америке, и там же стоит самая крупная синагога в этой части мира. Этот иудейский храм — Тепмло Либертад (Храм Свободы) — расположен в самом центре Буэнос-Айреса. На фронтальной стене синагоги, как раз под каменной аркой в римском стиле находится огромная Звезда Давида. Внутри синагоги — роскошные канделябры под высокими сводами, ряды красивых деревянных лавок и красный ковер. Еврейская община Аргентины сегодня довольно неоднородна — и это отражается на служениях в синагоге. Там проводят две шаббатние службы — одну традиционную, а другую более либеральную, для молодежи.
Синагога в Сохо
Синагога в Сохо John Hall, fastcodesign.com
Если вы хипстер и хотите сходить на иудейскую религиозную службу, отправляйтесь в синагогу Сохо. Как и большинство других помещений в этом районе, это место снаружи выглядит не тем, чем является на самом деле. Посетителям нужно попасть внутрь, чтобы понять, что это не очередной магазин (как можно было бы подумать снаружи, глядя на вход-витрину), а место, где молятся. Синагога в Сохо радикально отличается от обычных иудейских храмов — там еврейские религиозные практики вполне естественно сочетаются с урбанистической эстетикой. Внутри на стене этой маленькой синагоги можно увидеть нарисованную менору, а у входа — модернистский Маген Давид.
Будапештская Большая синагога
Будапештская Большая синагога Hershil Shah/Flickr
Большая синагога — это настоящее сокровище Будапешта. Построенное в мавританском стиле кирпичное здание украшено двумя высокими башнями с куполами-луковками и огромным окном-розеткой над главным входом. Интерьер синагоги настолько же величествен, как и вид снаружи — внутри расположены фрески с геометрическими узорами и механический орган. У этого здания интересная история — в небольшом доме, который стоял рядом местом, где сейчас находится синагога, родился основоположник сионизма Теодор Герцль (сейчас на этом месте находится Еврейский музей). К синагогальному комплексу также относятся Мемориальный парк Рауля Валленберга, в котором стоит памятник жертвам Холокоста — металлическая плакучая ива, — созданный по проекту скульптора Имре Варга.
Новая синагога
Новая синагога François Philipp/Flickr
Новая синагога в Берлине была построена в 1866 году под влиянием архитектурного стиля, использованного в проекте укрепленной резиденции Альгамбра в испанской Гранаде. Внушительный купол на высоте 50 метров над землей украшен роскошным золотым плетением и прочими декоративными элементами в восточном стиле. По бокам от главного купола расположены два поменьше — один на левом, а другой на правом крыле. В ходе бомбардировок Берлина союзными войсками синагога (которая была переоборудована нацистами под складские помещения) очень сильно пострадала — значительная часть здания была разрушена. После падения Берлинской стены в 1989 году она стала единственной синагогой, которую отстроили буквально с фундамента — от старого здания остались лишь фронтон и восстановленный купол. В течение весны и лета (с апреля по сентябрь) все желающие могут подняться на на самый верх синагоги, на ее купол.
Синагога после того, как был разрушен Иерусалимский храм, стала основным институтом в еврейской религии. Данное помещение служит общественным местом для богослужения. Это центр религиозной жизни общины. В свое время синагога оказала главное решающее влияние на пути формирования иудаизма. Она была основой для вырабатывания в исламе и христианстве форм для общественного богослужения. Традиции в еврейской жизни придают огромное значение синагоге. В Талмуде указано, что по святости она уступает только Храму. Называют синагогу еще микдашмеат, что переводится, как «малое святилище».
Историки придерживаются мнения, что синагоги впервые появились примерно двадцать пять веков назад на территории Вавилона. А через несколько лет был разрушен Первый Храм. Евреи, которые были изгнаны в Вавилон, собирались в домах друг друга, чтобы вместе учить Тору и молиться. Позже были возведены специальные здания для молитвы. Так появились первые синагоги. Когда наступил период Второго Храма, еврейские законоучителя постановили, что молиться нужно исключительно в общине. Каждая община должна построить свой «дом собрания», где евреи будут собираться на молитву в Шаббат, будни и праздники.
Устройство синагоги
По внешним признакам синагоги отличаются. Но в основе внутреннего устройства заложена конструкция Храма. Он в свою очередь повторял устройство Скинии, которая была возведена евреями в пустыне. Пространство было прямоугольным и огражденным. Умывальник был внутри. Там священнослужители могли помыть руки, ноги перед началом службы. Также на территории площадки размещался жертвенник для жертвоприношений животных. За жертвенником было что-то наподобие шатра. Его называли Святилищем. Только священнослужители могли туда входить. В самой глубине такого Святилища, за особым занавесом, находилась Святая святых. Стоял там Ковчег Завета. В нем были Скрижали Завета с высеченными Десятью Заповедями. Когда царем Соломоном был возведен Храм, то ему удалось воспроизвести устройство Скинии, добавить прилегающий двор, где молились женщины.
Строятся синагоги всегда таким образом, что фасад получается обращенным к Израилю или к Иерусалиму, где стоял Храм. В любом случае, стена, возле которой стоит шкаф со свитками Торы, направлена всегда в сторону Иерусалима. Еврей в любом месте всегда молится, обратив лицо к нему. Синагогу должны строить на самом высоком месте в городе. Синагога, как принято, имеет форму прямоугольника. Для женщин и мужчин есть отдельные помещения. Возле входа устанавливают раковину, где моют руки перед молитвой. Возле места размещения Святилища в Храме устанавливают огромный шкаф, который покрывается занавесом – парохетом. Шкаф называют синагогальным ковчегом. Он соответствует Ковчегу Завета в Храме, где хранились все скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу лежат свитки Торы.
В центральной части синагоги делают возвышение. Оно называется бима или алмемар. С него во время службы читают Тору. Для свитка специально установлен стол. Вся конструкция напоминает помост, с которого читали когда-то Тору в Храме. Над ковчегом весит нертамид. Это «неугасимый светильник». Он горит всегда. Символизирует Менору – масляный светильник в Храме. Мемор состоял из семи фитилей. Один горел постоянно. Возле нертамид размещается каменная плита или доска из бронзы. На ней выгравированные Десять Заповедей.
Синагога - это не церковь, на иврите "Бейт-кнессет" - дом собраний (собственно "синагога" с греческого означает тоже самое
). Разница в том, что в "доме для собрания общины" не предполагается божественное присутствие. Понятно, что вести себя в бейт-кнессете следует чинно и достойно (как в библиотеке конгресса например), но это не священное место, исполненное некоего мистического трепета - атмосфера попроще, более деловитая; что и в интерьере заметно - в скромном районном Б/К из мебели могут оказаться школьные парты, канцелярский шкаф с рулонами ватмана, разве что Арон Кодеш под бархатной завесой и напоминает о принадлежности помещения.
Только в древнем Храме (Бейт а-Микдаш, "Дом Святости"
)
, разрушенном в I веке до н.э. подразумевалось присутствие Шхины
(ивр."присутствие")
) и проводились службы по полному канону; (сохранился лишь фрагмент внешней ограды Храмовой горы, по-русски называемый "Стена плача", на иврите просто "Западная стена".
)
Раввин - не священник. Не посредник между Небом и "паствой".
Раввин, или рав, - это глава общины и наставник по религиозным вопросам. Чтобы получить звание раввина, надо иметь глубокие познания в Письменной и Устной Торе и сдать сложные экзамены. Обычно раввин является руководителем общины, что накладывает на него ряд чисто административных обязанностей.
В принципе почти все молитвы человек может читать сам. Однако еврейская традиция рекомендует всегда, когда это возможно, молиться вместе. Для этого необходимо 10 молящихся (на иврите "миньян") - взрослых (не моложе 13 лет) мужчин-евреев.
Порядок молитв один и тот же для каждого: от знаменитого раввина до мальчика, которому исполнилось 13 лет (молятся и маленькие дети, но 13 лет - возраст совершеннолетия).
Шац (шлиах-цибур - "посланник общины") ведет молитву; остальные повторяют за ним.
В праздничные дни значительные части молитвы принято петь, поэтому шац должен петь молитву, используя общепринятую мелодию - тогда его называют хазан - (на идише - кантор).
Каждый человек, умеющий правильно читать на иврите вслух, может занять место на кафедре. По субботам и во время праздников возглашающим молитвы обычно избирается человек с хорошим голосом. Разумеется, такой человек должен отличаться благочестием. Отсюда возникает ошибочное убеждение, что кантор - это духовный сан. В действительности кантор - это еврей, который знает иврит и умеет петь.
Большие богатые общины содержат постоянного хазана. Как правило, хазан ведет молитву только в субботу и праздники. По праздникам пение хазана может сопровождаться мужским хором. В будние дни роль хазана как правило, выполняет кто-нибудь из молящихся, обладающий достаточным опытом.
Свитки Торы, находящиеся в арон hа-кодеш, вынимаются из него для чтения во время коллективной молитвы в некоторых особых случаях.
Свиток кладут на биму и раскрывают в нужном месте. Читает свиток специальный человек, который умеет читать его правильно, помнит наизусть то, чего не видно в свитке: огласовки, логические ударения, знает, как текст разбивается на отрывки для чтения.
Текст Писания разбит на внутренние отрывки, число которых может быть от трех до семи. Для чтения каждого из отрывков вызывается кто-то из молящихся. Вызванный не читает свиток сам (это делает чтец), а следит за чтением по свитку; перед и после чтения он говорит специальные благословения. Принято вызывать к Торе людей накануне их свадьбы или бар-мицвы, к Торе вызывают мужчину, у которого родился ребенок, или того, кто счастливо избежал опасности, а также гостей - особенно почетных, новых членов общины и т. д.
Остальные молящиеся следят за текстом - обычно по книге.
По своей структуре еврейская молитва практически не отличается не только географически (то есть у разных общин), но и по времени: на протяжении, по крайней мере, последних двух тысяч лет общая структура молитвы почти не изменилась. Это происходило на фоне подъема и распада культур, на всех континентах Земли. Если вы раскроете сидур и прочитаете в нем Шма, подумайте о том, что от Китая до Аргентины, от Йемена до Аляски, от Австралии до Голландии и от Йоханнесбурга до Москвы - вот уже сотни поколений евреев примерно в одно и то же время читают те же слова.
Центр общественной жизни
Синагога, в соответствии со своим названием, является местом проведения встреч, собраний, различных торжеств как всей общины, так и отдельных ее членов. В синагоге нередко проводят бар-мицву (обряд на совершеннолетие), обрезание, Хупу (бракосочетание), "выкуп первенца" и пр.
При синагогах бывают комнаты матери и ребенка, библиотека, клубы пенсионеров и другие подобные начинания.
Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было 480 синагог и при каждой две школы - начальная (бет-сефер) и средняя (бет-талмуд). В бет-сефер преподавали Писание, а в бет-талмуд - Мишну.
Существует обычай, восходящий к древним временам, по субботам и праздникам выступать в синагоге с лекциями на темы недельной главы Торы или по каким-либо проблемам еврейского законодательства, связанным, как правило, с предстоящим праздником.
Такую беседу (драшу) проводит один из наиболее знающих членов общины или специально приглашенный раввин. Кроме того, по субботам после утренней или дневной молитвы в синагогах обычно собираются группы для изучения Торы.
Для пожилых людей их синагога - своеобразная «крепость». Они несли сюда мольбы к Всевышнему всю свою жизнь. Сюда они приходили, чтобы почтить память своих ушедших близких. В каждой из этих синагог есть предметы, подаренные ее членами - в память о своих ушедших в мир иной родственниках. Это - свитки Торы, люстры, канделябры, книги и даже целые библиотеки.
Свиток Торы
Свитки делаются из кож животных, соединенных между собой так, что получается рулон пергамента. Пятикнижие Моисеево записывается на таком пергаменте вертикальными колонками. В каждом свитке Торы 250 колонок. Длина среднего свитка примерно 60 метров. Концы свитка прикреплены к деревянным планкам, которые называются эц хаим (дерево жизни). Такие “деревья жизни” нужны, чтобы свернуть свиток до того места, где следует читать. Написание и починка свитков осуществляется квалифицированным писцом. Написание свитка требует примерно 1000 часов работы.
Свитки хранятся в ковчеге. В ашкеназских синагогах свитки хранят плотно свернутыми, завязанными шелковыми или бархатными завязками и покрытыми бархатным чехлом. В сефардских синагогах их вставляют в деревянные футляры, обтянутые шелком, как правило, украшенным серебряным орнаментом.
Здания бывают понарядней,
бывают попроще -
порой община собирается в приспособленных помещениях -
Тот самый футляр для свитка Торы с короной, из предыдущей записи
Большая синагога Иерусалима на улице Мелех Джорж
В основе внутреннего устройства синагоги лежит конструкция Храма, который в свою очередь повторял устройство Скинии Завета, построенной в пустыне по проекту, полученному Моисеем от Всевышнего.
Это было огороженное прямоугольное пространство. Внутри находился умывальник, где священнослужители омывали руки и ноги перед началом службы, и жертвенник для жертвоприношения животных. Вслед за этим располагался шатер, куда могли входить только священнослужители. В глубине Святилища, скрытая особым занавесом, находилась Святая святых с Ковчегом, содержавшим Скрижали Завета. Когда царь Соломон построил Храм, он воспроизвел устройство Скинии, добавив прилегающий двор, где могли молиться женщины.
Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). Во всяком случае, стена, у которой стоит арон кодеш (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему.
Помещение обязательно должно иметь окно/ окна.
Синагога обычно имеет прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел). У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом - арон кодеш. В шкафу находятся свитки Торы - самое священное достояние синагоги.
В центре синагоги находится возвышение, называемое бима (подмостки).
С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка.
Над ковчегом располагается нер тамид - «неугасимый светильник».
Он горит всегда, символизируя Менору, масляный светильник Храма.
Рядом с нер тамид помещается обычно каменная плита или бронзовая доска,
с выгравированными на ней Десятью Заповедями
(Текст составлен по материалам Исток, ЕжеВика и другим открытым источниками)
Балкон
и раскладные "парты"
с ящичками
Когда-то, более двух тысяч лет назад, синагога была своего рода народной школой вероучения. Классическое обустройство предусматривало письменные столы, расположенные там, где больше всего света. Раввин ходил между столами, за которыми сидели его ученики, поясняя им Закон. Столы постепенно исчезали и в современных синагогах их либо вовсе нет, либо они превратились в чисто декоративный элемент.
Социальная аксиома иудаизма заключается в том, что евреи должны изучать Закон, начиная с пяти лет. И это изучение Торы продолжается всю жизнь. Лучшие ученики становятся раввинами, то есть учителями, в буквальном переводе.
Однако согласно правилам иудаизма, преподаванием раввин отнюдь не занимается, - напротив, он учится вместе со своими учениками. Кто-то очень точно сказал о знатоке Талмуда: "Он умеет учиться".
Согласно теоретическим нормам, еврей обязан трудиться ровно столько, сколько необходимо, чтобы прокормить семью, а остальное время - посвящать изучению Закона. В лучшем случае эту норму соблюдает один процент. Тем не менее в качестве жизненного идеала эта концепция наложила отпечаток на учреждения и обычаи. Ею определяется литургия и атмосфера в синагоге, ею определяется то, что делают в синагоге и как это делают.
У человека есть потребность просить у Б-га избавления от жизненных тягот и бед. ...
В иудаизме молитва о даровании тех или иных жизненных благ - это всего лишь очень малая часть литургии.
Что касается вопроса, приводит или не приводит молитва к каким-то практическим результатам, - кто может на это ответить? Контрольные эксперименты здесь невозможны. Можно часами изощряться в остротах и парадоксах по поводу поведения Б-га, - что они докажут? .. Если вы фаталист, молитва для вас - пустой звук.
Нет никакого сомнения, что в мире более чем достаточно лицемерия и ханжества, и нередко пустое словоблудие принимается за истинное благочестие. Если вежливому человеку доводится присутствовать при подобной церемонии, ему становится очень неловко (что касается меня, то, боюсь, моя вежливость оставляет желать лучшего). Иногда - или, вернее, слишком часто - я ловлю себя на том, что молюсь совершенно механически, не вникая в суть слов, которые произношу. Однако порой у меня возникает ощущение моей сопричастности с той Силой, которая соизволила даровать мне жизнь. Неискушенный читатель может посчитать эти мои откровения результатом самовнушения или скудоумия.
Религиозный еврей молится три раза в день - утром, днем и вечером. Молитвы эти различны в разное время дня и в разное время года. Некоторые основополагающие молитвы всегда остаются одинаковыми. Однако в Святые Дни литургия более пространна.
Даже у самого убежденного безбожника иной раз возникает религиозное настроение или фантазия, как бы он сам себя за это ни осуждал, подобно тому, как самый верный муж хоть иногда испытывает волнение в крови, встречаясь с хорошенькой девушкой.
Человеческое чувство - или, если угодно секуляристам, человеческая слабость, которая создала и тысячелетиями поддерживала религию, - есть в сердце каждого человека. И вот такой прилив религиозного чувства может заставить еврейского скептика зайти в синагогу посмотреть.
В синагоге ему вручают молитвенник с хаотическим, по его мнению, набором текстов, снабженных переводом, длинные периоды которого кажутся ему лишь немногим понятнее, чем подлинник. Наш скептик начинает осматривать синагогу: одни углубились в молитву, другие рассеянно оглядываются, молящиеся повторяют что-то на иврите и сопровождают это ритмическими движениями, пока чтец продолжает говорить что-то нараспев. Время от времени все встают - непонятно почему - и начинают петь в унисон - неизвестно что. Наконец, наступает момент, когда из ковчега извлекается священный свиток, и этот свиток торжественно помещается на кафедре, при этом на серебряной крышке позванивают колокольчики.
Чтение - на диковинный восточный манер - кажется совершенно бесконечным. Видно, что и другим прихожанам это тоже надоедает: они проявляют явное безразличие, начинают шептаться или даже дремать. Далее следует проповедь. Эта проповедь, особенно если раввин молод, - скорее всего конспективное изложение статей из либеральных газет и журналов за прошлую неделю с краткими комментариями и ссылками на Танах.
И наш скептик покидает синагогу в твердом убеждении, что его религиозный порыв был вызван всего лишь преходящим и случайным приступом хандры и что если еврейский Б-г существует, то синагога - не то место, где можно устанавливать с ним контакт.
Возможно, впечатление будет иным, если он попадет в старомодную ортодоксальную синагогу, где раввин - седобородый старец, который говорит на языке идиш. В этом случае молящиеся покажутся более ревностными (хотя также порою склонными поболтать во время службы), а проповедь, если он еще не совсем забыл идиш, покажется ему глубокой, хотя и своеобразной по форме. И он уйдет из синагоги, сожалея о былых временах, ибо, разумеется, невозможно возродить идиш как язык общины или обучать ему детей, которые, вероятно, уже ходят в прогрессивную частную школу.
Вечер в опере
Здесь уместно вспомнить первое посещение оперы. Читатель, возможно, посетил оперу в юности или в молодости скорее всего под влиянием подруги. Не исключено также, что до этого он относился к опере весьма скептически и считал, что это скучное надувательство, которым снобы и пижоны восхищаются - или делают вид, что восхищаются - только потому, что ходить в оперу считается хорошим тоном.
Тот, кто изменил свое мнение об опере, вспомнит, наверно, что случилось это отнюдь не после первого визита. В первое посещение опера, казалось, подтвердила его худшие опасения. В ложах дремлют жирные старики; их жены больше интересуются лицами и туалетами в ложах напротив, чем самим представлением; взбудораженные субъекты, по которым давно плачет парикмахерская, толпятся за оркестром и, приседая, изображают восторг; на сцене какая-то визгливая толстуха делает вид, что она застенчивая деревенская простушка, а низенький пузатый человек с короткими толстыми руками изображает заядлого сердцееда; хор стареющих размалеванных дам и джентльменов время от времени конвульсивно дергается (что, по их мнению, должно быть воспринято как актерская игра), в то время как оркестр тянет что-то слащавое и бесконечно тоскливое, - таково, по всей вероятности, первое впечатление от одного из бессмертнейших творений человеческого гения - оперы Моцарта "Дон Жуан".
Сэр Томас Бичем как-то сказал, что "Дон Жуан" Моцарта еще ни разу не нашел себе полноценного сценического воплощения, что еще ни разу не было одновременно ансамбля певцов, способных постигнуть суть замысла Моцарта, и аудитории, способной воспринять этот замысел. Среди певцов одного поколения не находится достаточно артистов, удовлетворяющих требованиям Моцарта. Люди, которые каждый вечер заполняют оперный театр, - это всего лишь люди: выдающиеся и обыкновенные, умные и глупые, податливые и неуступчивые; одного приобщила к опере его супруга, другой пришел сюда, чтобы продемонстрировать свою интеллигентность, третий -по привычке, четвертый - чтобы рассказать у себя в провинции, что такое нью-йоркская опера; а некоторые пришли потому, что Моцарт для них то же, что солнечный свет. И они готовы вынести все недостатки еще одного неважного спектакля ради отдельных лучей, сияющих сквозь тучи.
Подобно тому как и исполнители и публика обычно не поднимаются до Моцарта, точно так же раввин и его конгрегация не поднимаются до Моисея. Но это отнюдь не означает, что Закон Моисея не является тем возвышенным Законом, который чтит мир.... В каждой синагоге на каждой службе присутствуют люди, для которых произносимые слова и совершаемые церемонии - это источник силы и крепости. Иногда в синагоге таких людей мало, иногда много, но обычно они есть. Беглый взгляд случайного посетителя не может проникнуть в мысли и сердца таких людей.
Религия и служба
В центре всех наших литургий - как обычной сорокаминутной утренней службы во вторник, так и двенадцатичасовой службы в Судный День - лежат две молитвы. Я назову их "Символом веры" и "Службой": эти названия хорошо передают их сущность. Их синагогальные названия на иврите - "Шма" и "Шмоне Эсре", что в буквальном переводе означает "Слушай" и "Восемнадцать".
Вокруг этих двух ключевых молитв концентрируются отрывки из таких классических произведений еврейской литературы и еврейской религиозно-философской мысли как Тора, Книги Пророков, Псалмы, Талмуд. Ибо синагога, как и прежде, остается местом изучения Торы. Молящийся, который ежедневно читает молитвы, одновременно повторяет тем самым большую часть еврейского духовного наследия, выполняя при этом долг каждого еврея: постоянно учиться.
Две основные молитвы очень коротки. Молитва "Символ веры" может быть произнесена за несколько секунд, а "Служба" - за несколько минут.
"Шма" содержит один стих из Писания, который, возможно, все евреи в мире знают наизусть или по крайней мере часто слышали: "Слушай, Израиль, Г-сподь, Б-г наш, Г-сподь един" (Второзаконие, 6:4).
Верующий еврей каждый день произносит этот стих поутру и перед сном, сопровождая его тремя связанными с ним стихами Торы. У евреев -это первая фраза ребенка, и она должна быть последней фразой человека в жизни.
По этому поводу мне хочется рассказать об одном событии в моей жизни. Меня всегда удивляло: неужели действительно человек может в свой смертный час вспомнить и прочесть "Символ веры"? И вот однажды во время тайфуна в Тихом океане меня чуть не смыло с корабельной палубы; и я очень ясно помню, что в те короткие секунды, когда волна волокла меня в море, я подумал: "Не забыть бы прочесть "Шма" перед тем, как пойти ко дну!" К счастью, я успел вовремя ухватиться за какой-то трос или поручень, что отсрочило тот час, когда мне суждено в последний раз прочесть эту молитву. И вот результат: в мире появилось еще несколько романов и пьес, без которых он мог бы отлично обойтись, и терпеливый читатель следит за ходом моих рассуждений. Я уверен, что есть два-три литературных критика, которые, дойдя до этих строк, пожалеют, что мне так и не довелось тогда прочесть в море "Шма", но тут уж я ничего не могу поделать: каждый человек держится, пока может.
"Служба" - это чрезвычайно древняя молитва из восемнадцати благословений. Девятнадцатое благословение было добавлено уже во времена Талмуда. В шабат
и по праздникам читается лишь семь благословений, однако именно восемнадцать благословений составляют в глазах евреев канонический полный текст молитвы. Чтобы провести службу в соответствии с храмовыми традициями, существуют три формы "Шмоне Эсре": утренняя, дневная и вечерняя.
В настоящее время есть печатные переводы еврейской литургии. В прежние времена, когда иврит был гораздо менее распространен, в каждой синагоге был специальный служитель, так называемый метургеман,
или переводчик, который строчку за строчкой выкрикивал на местном языке текст Торы.
У языка есть свой дух. Некоторые слова переводятся хорошо и легко, другие непереводимы. Пьесы Мольера совершенны только по-французски. Не зная арабского языка, невозможно полностью понять Коран. Пушкин до сих пор принадлежит в основном русской культуре, хотя Толстого принял весь мир. Вообще говоря, легче всего переводятся произведения наименее типичные по своей национальной принадлежности.
Танах звучит выразительно и сильно на всех языках, однако ни для кого он не звучит так, как для евреев. Вторая скрижаль Десяти Заповедей в буквальном переводе с иврита звучит так: "Не убивай, не развратничай, не воруй, не лги, не желай ничьей жены, ничьего дома, ничьего скота, ничего из того, что он имеет...". По-английски это режет слух. В восприятии англичанина или американца религия есть нечто возвышенное и торжественное - это, так сказать, Кентерберийский собор, а не маленькая синагога. Поэтому приподнятое "не убий", "не укради" - гораздо вернее. Для еврея же религия - это нечто интимное, близкое, домашнее.
Наша литургия - по крайней мере ее классическая часть - написана таким же простым языком, как и Тора. Поэтому не существует адекватного перевода еврейского молитвенника. Англиканская библия - неисчерпаемый источник великолепных переводов псалмов и других отрывков из Писания. И все-таки в переводе с иврита на английский совершенно меняется стилистическая окраска. Переводчики используют лексику англиканской библии - все эти архаизмы, вроде "изрек", "сей", "по сему", "пребывает", "око" и тому подобное, - тон и настроение наших молитв почти совершенно исчезают. Иной раз люди жалуются, что когда они читают молитвы по-английски, им кажется, что они в христианской церкви. Это верная реакция. В этот момент они как бы приобщаются не к Торе, а к английской культуре. В свое время Гёте изучил иврит, чтобы читать и понимать Танах в оригинале.
Возглашающий молитвы вносит порядок, поет первую и последнюю строчки молитвы. Он повторяет вслух восемнадцать благословений, а молящиеся хором возглашают: "Аминь!"
Очень важную роль играет в синагоге шамес
(распорядитель). Он истинный глава синагоги, он знает нигун (интонационный рисунок), в
его ведении находится библиотека, молитвенники, талесы, он возглашает молитвы, если больше никого не находится, он следит за миньяном
(кворумом) и читает Священные Свитки. Синагога может обойтись без раввина и без кантора, но без шамеса
она обойтись не может - в крайнем случае кто-то из прихожан должен его заменить.
Правила приличия
Во время молитвы должна соблюдаться полная тишина, а болтать при произнесении таких молитв как "Шма" или "Шмоне Эсре" - особо серьезное нарушение. Однако в старину в восточноевропейских синагогах часто это правило соблюдалось не очень строго.
Бедность еврейского гетто вынуждала синагоги пополнять свой бюджет за счет продажи с аукциона субботних и праздничных почестей.
За право быть вызванным к Торе, открывание ковчега - нужно было заплатить. Устраивались аукционы; правда, они были очень красочными и оживленными, но отнюдь не способствовали молитвенному настроению. Аукционы длились довольно долго. Более того, вошло в обычай, что каждый, кто должен был читать Тору (это называется алия
("подняться к" - на возвышение), громогласно объявлял о своих благодеяниях. За каждое пожертвование филантроп удостаивался благословения шамеса.
Этот обычай был выгоден для синагоги, ибо поощрял пожертвования, однако едва ли он порождал возвышенное настроение у прихожан.
По мере того как еврейские общины становились богаче, этот обычай все чаще и чаще заменялся обычными сборами. Теперь от него сохранилась лишь оживленная, как при аукционе, атмосфера во время чтения Торы и уход из синагоги в это время случайных посетителей. И вновь утвердилось правило, требующее соблюдения абсолютной тишины.
И все-таки я с огромным удовольствием вспоминаю, как шамес
торжественно, нараспев провозглашал: - Finif dollar um shiishi! (Пять долларов за третье чтение!)
И мне никогда не забыть исторического аукциона в одной из синагог Бронкса, который проводился лет сорок тому назад в Йом Кипур.
На этом аукционе мой отец победил нескольких конкурентов, купив себе право читать Книгу Ионы (хотя и он и его конкуренты были всего лишь бедными иммигрантами). Один за другим соперники выбывали, по мере того как цена поднималась до ста, ста двадцати пяти и затем до невообразимой для нас суммы в двести долларов, которую отец неожиданно предложил. Я словно до сих пор слышу, как шамес
ударяет ладонью по столу и дрожащим счастливым голосом провозглашает: - Zwei hunderd dollar um maftir lona! (Двести долларов за мафтир
Иона!)
Мой отец сделал красивый жест. Дело в том, что его отец, шамес
из Минска, в своей минской синагоге всегда имел привилегию читать именно Книгу Ионы. Мой отец хотел продолжить семейную традицию. И он ее продолжил. С тех пор в этой синагоге Бронкса больше никто не оспаривал у моего отца эту честь. И по сей день мой брат и я всегда, когда возможно, читаем Книгу Ионы в Йом Кипур.
А нам доводилось это делать в местах, очень далеких от Чикаго, например на Окинаве или на Гавайских островах.
Теперь аукционы в синагогах прекратились. И это хорошо. Но они сыграли свою роль. Дети в таких синагогах поняли, какая это великая честь - получить разрешение прочесть в синагоге отрывок из Торы.
Различные направления
После того как римляне взяли Иерусалим и евреи рассеялись по свету, возникли две большие группы еврейства: ашкеназийские евреи северной и восточной Европы и сефардийские евреи Средиземноморья. Сефарды и ашкеназийцы произносили слова иврита по-разному. Их обычаи и их литургии приняли различные формы. Это различие существует и до сих пор. ...
Некоторые люди считают, что эта сефардийская литургия гораздо живописнее и производит более сильное впечатление.
Любопытно, что у евреев, разбросанных по всему миру, так долго живших в рассеянии и до недавнего времени мало общавшихся между собою, нет единого религиозного центра, - и при всем этом поражают не различия в обрядах евреев разных стран, а сходство этих обрядов. В Талмуде, написанном задолго до того, как сложились европейские нации, можно найти подробнейшие описания того, как следует произносить те молитвы, которые до сих пор евреи читают в Токио, Иоганнесбурге, Лондоне и Лос-Анджелесе. Американский или английский еврей, который зайдет в сефардийскую синагогу в Израиле, полную темнокожих йеменских евреев, сначала растеряется, но как только он заглянет в молитвенник, он сможет следить за службой и читать молитвы.
httр://www.istok.ru/library/books/wouk-g od/wouk-god_151.html ❝
❞
История из жизни
от jidovska-morda.livejournal.com/20947.htm l
Когда-то, в прошлой жизни, я надумал купить талит. Я сел на автобус и поехал в Меа Шеарим (религиозный квартал R.
). Там я специально зашёл на тихую улочку, оглянулся по сторонам, убедился, что никого нет и никто не видит, вытащил из кармана и надел на голову кипу, пошёл в магазин, купил талит, вышел из магазина, снял кипу, поехал домой. Боевая операция в тылу врага прошла успешно. "Если ты не понимаешь зачем это, то для чего ты это делаешь?"
Представить себе, что так может вести себя сефард - невозможно. Он просто не поймёт этой истории: "В чём дело?"
Сефарду не надо ждать Йём Кипура, чтобы зайти в синагогу.
Сефарду не надо ждать праздника, чтобы зайти в синагогу.
Сефарду не надо ждать субботы, чтобы зайти в синагогу.
Он это может совершенно спокойно сделать даже в будни! Позовите сефарда с улицы дополнить миньян - он придёт.
Он при всех войдёт в синагогу без кипы.
Он при всех попросит и оденет кипу.
Он при всех подойдёт к Ковчегу со свитками Торы и поцелует его.
Он при всех возьмёт сидур и помолится со всеми.
А после этого он при всех... снимет кипу и пойдёт по своим делам.
В этом-то и разница. Ашкеназ считает, что если это правда, то это правда и по́сле синагоги. И поэтому он просто так на себя не взвалит такую ношу. Ему нужны серьёзные доказательства чтобы войти. И он предпочтёт их не знать, чтобы не входить. А сефард знает, что (для него) есть "жизнь" и по́сле синагоги. Поэтому ему нет проблемы зайти в синагогу и ему нет проблемы считать, что это правда и ему нет нужды в доказательствах.
Вы можете молиться годами с сефардом и думать, что он "соблюдает" и вдруг увидеть его без кипы и обнаружить, что он ничего и не знает.
Сегодня Вы видите сефарда он "как все", через несколько месяцев Вы встречаете его на улице в чёрном костюме, белой рубашке, чёрной кипе и шляпе. Ашкеназу могут понадобиться годы!
Но что будет дальше?
Засуньте религиозных ашкеназов в Амстердам среди красных фонарей и придите посмотреть что будет через 100 лет. Увидите таких же пейсатых, как будто вчера Вы их туда забросили.
Засуньте туда религиозных сефардов и придите через 20 лет. В синагоге будут сидеть голозадые "амстердамцы". Ещё через 20 лет синагога будет пуста. И только в Йём Кипур она будет наполняться "непонятно кем" и не очень понятно для чего.
Это не беспринципность. Это другое строение души. ❝
ЧТО ТАКОЕ СИНАГОГА
1. О названии "синагога"
С глубокой древности и по сей день синагогу называют на иврите "бейт-кнесет", что буквально означает "дом собрания". Слово "синагога" происходит от греческого слова synagoge ("собрание") которое обозначает то же, что и слово "кнесет" на иврите: "собрание".
Во всем Талмуде синагога лишь однажды названа "бейт тфила" - "дом молитвы". Само название "бейт кнесет" подчеркивает, что синагога - это нечто большее, чем просто помещение для общественной молитвы.
Еще синагогу называют на идиш словом "шул" (от немецкого "Schule" – "школа").
2. История возникновения синагог
Время возникновения синагог точно не известно. Большинство историков полагает, что они возникли после разрушения Первого храма (4-ый век до начала новой эры общепринятого летоисчисления) и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг у друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы – первые синагоги.
Когда вавилонские изгнанники вернулись на Родину и возвели Второй Иерусалимский храм, они построили ряд синагог и в Эрец Исраэль.
Второй Храм возродил еврейскую жизнь в Израиле, но многие евреи остались в Вавилоне. Для них синагога сохранила свою роль духовного центра, места молитвы и изучения закона.
Когда римляне сравняли с землей Второй Храм, синагога сделалась цитаделью веры, - местом, где евреи собирались, учили Закон, молились. Случалось и так, что во время нападений врагов синагога становилась цитаделью в прямом смысле этого слова.
3. Функции синагоги
После изгнания из Израиля для рассеянных по всему миру еврейских общин синагоги стали центром общественной, политической и культурной жизни еврейского народа.
Устройство синагоги
Архитектура
Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм.
Это может быть и скромное здание, даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное строение в любом архитектурном стиле.
Закон требует, чтобы помещение синагоги имело окна. Талмуд предостерегает от молитвы в комнате без окон: люди должны видеть небо.
При входе в здание должен быть вестибюль, проходя который, человек оставляет помыслы и заботы материального мира, настраивается на молитву.
Здание ориентируют на Иерусалим (синагоги, находящиеся в самом Иерусалиме, ориентированы на Храмовую гору). Талмуд требует, чтобы молящиеся обращались лицом к Иерусалиму при чтении одной из самых главных молитв – Амиды.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СИНАГОГЕ
Каждый, кто пришел в синагогу, - желанный гость. Не стесняйтесь спрашивать у более «опытных» прихожан, если не знаете как поступить в том или ином случае. Надеемся, что приведенные ниже правила сделают ваш визит в синагогу более комфортным.
Правила поведения в синагоге подчиняются понятной логике и вполне очевидны. В синагоге, как и в любом другом месте, следует вести себя достойно, не перебивать своими замечаниями выступление раввина, не мешать громкими разговорами вести молитву кантору и т.д. и т.п.
Не стоит брать с собой в на молитву совсем маленьких детей, если они мешают молящимся.
Раньше встречались синагоги, предназначенные лишь для молитвы, и тогда в этом помещении нельзя было даже разговорить о делах, но в наше время почти все синагоги строят с тем условием, что в них можно заниматься и будничными делами.
По еврейскому закону, мужчина может прикасаться к женщине только в том случае, если это его ближайшая родственница (мать, сестра, дочь) или жена, поэтому при встрече между мужчиной и женщиной не принято пожимать руку, обниматься и целоваться.
Одежда
Одежда для посещения синагоги должна быть достойной и опрятной. Не принято посещать синагогу в шортах, спортивном костюме или рабочей одежде.
1. Женщины
По еврейскому закону, волосы замужней женщины должны быть покрыты. Это может быть парик, платок или любой другой головной убор. По законам еврейской скромности, руки женщины до локтя должны быть прикрыты рукавами, а ноги ниже колена – юбкой, поэтому синагогу не принято посещать в открытых нарядах. По традиции не принято, чтобы женщина ходила в брюках, поэтому в синагогу лучше придти в юбке или в платье.
2. Мужчины
Мужчинам находиться в синагоге можно только с покрытой головой. Чаще всего на голову одевают кипу, хотя это может быть и любой другой головной убор. Вообще-то покрывать голову, по еврейской традиции, следует не только в синагоге: это знак признания власти Бога, волю которого часто невозможно постигнуть разумом.
Что же касается практики, никто специально не контролирует соответствие внешнего вида пришедшего существующим правилам. Замечание могут сделать мужчине с непокрытой головой или в случае вопиющего нарушения общепринятых норм приличия.
Синагога Бродского
В энциклопедии Брокгауза и Эфрона сказано, что Меир Бродский - основатель династии сахарозаводчиков, правнук Александра Шора - раввина из Жолквы, автора известных религиозно-философских трактатов. У Меира и его жены Мириам, которые жили в местечке латополе,было пятеро сыновей - Абрам,Зельман, Исаак, Израиль и Иосиф. Абрам покинул Златополь в 1858 году и перебрался сначала в Петербург, став царскосельским купцом 1-й гильдии, а затем - в Одессу. Здесь же с женой Хаей, четырьмя сыновьями и тремя дочерьми с 1860 года жил и Израиль, ставший наиболее успешным отпрыском Меира Шора. В декабре 1865-го он подал прошение о причислении его из одесских купцов в киевские. А в то время правом жительства в Киеве пользовались лишь евреи - купцы 1-й гильдии, то есть обладавшие 100-тысячным состоянием. Остальным дозволялось находиться в городе не более трех дней. Свой первый сахарный завод 23-летний Израиль Бродский основал в 1846 году в селе Лебедин, неподалеку от Златополя. Со временем он основал Одесский, приобрел Кагарлыкский и Корюковский, взял в долгосрочную аренду Райгородский и возглавил Томашевский сахарные заводы.
Известный политик и общественный деятель Сергей Витте, хорошо знавший Израиля Бродского, впоследствии писал о нем: «Это был на вид очень почтенный старик, напоминавший собою по наружности библейского патриарха. Он был чрезвычайный богач. Мне приходилось с ним неоднократно разговаривать, вести чисто деловые беседы, и всегда он производил на меня впечатление человека замечательно умного, но почти совсем необразованного».
Киевский период жизни и деятельности Израиля Бродского отмечен значительной благотворительной деятельностью. В книге «Киев теперь и прежде», вышедшей в свет в 1888 г., читаем: «Кроме того, в этой части города (новый тогда район Лукьяновка) обращает на себя внимание еврейская больница, построенная на деньги, пожертвованные И. М. Бродским - около 150 тыс. руб.». Помимо денег на строительство и оборудование, Израиль Бродский пожертвовал 50 тысяч, проценты с которых давали на содержание этого медицинского учреждения 3 тысячи рублей в год. Больница обслуживала не только евреев, но и пациентов других национальностей. Более 40 тыс. руб. Израиль Бродский выделил на строительство ремесленного училища, где дети из бедных еврейских семей учились на его средства. Свою щедрую благотворительность Израиль Бродский не ограничивал еврейской общиной. Будучи членом многих христианских обществ и организаций, он ежегодно жертвовал сотни тысяч рублей на их деятельность. Преуспели в семейном бизнесе и его сыновья Лазарь и Лев. В начале 1900-х годов они руководили уже шестью акционерными товариществами, в состав которых входили 10 свеклосахарных и 3 рафинадных завода в Киевской, Черниговской, Полтавской, Одесской, Подольской и Курской губерниях Образованные, талантливые и энергичные Бродские быстро заняли одно из ведущих мест среди крупнейших сахарозаводчиков Российской империи. Перенимая опыт видных производителей сахара, Лазарь Бродский приходит к мысли, что производство сахара неотъемлемо связано с качеством получаемого сырья.При его активном участии было создано Всероссийское общество сахарозаводчиков, Синдикат сахарников и Синдикат рафинеров.
Успешная работа заводов Бродских была обусловлена отличными социальными условиями. Лечение рабочих, их обучение, налаженный быт – все эти услуги оплачивались за счет Товарищества сахарных заводов, где работало более 10 тыс.человек, которые производили четверть российского рафинада.Интересно, что братья унаследовали от отца не только коммерческий дар, но и чуткость к общественным потребностям. Сахарозаводчики края, возглавляемые Бродским, попросили правительство регулировать производство сахара гарантированной правительственной нормировкой. В ответ на благосклонное отношение к просьбе, они выразили готовность сделать пожертвование на общественные нужды. Петербург ходатайство удовлетворил, а промышленники собрали на строительство Киевского политехнического института около миллиона рублей, вклад Лазаря Бродского составил 100 тыс.
Кроме этого, братья выделили на именные стипендии студентам 18 тыс.руб. Израиль Бродский никогда не афишировал свою благотворительность, но подчеркивал: «Я даю не потому, что мне хочется давать, а потому, что сознаю, что нужно и следует давать». Так же действовали и его сыновья. Они значительно расшири ли больницу, построенную их отцом.В 1895 году Лазарь Бродский стал первым председателем Товарищества по борьбе с инфекционными болезнями. На его средства был построен на Байковой горе бактериологический институт. За выдающиеся заслуги в деле благотворительности Лазарь Бродский был награжден орденами Станислава II-й степени и святой Анны II-й степени.Киев трудно представить без сооружений, которые возводились или расширялись при участии Бродских: это акушерская клиника университета св. Владимира на Бибиковском бульваре (Больница на б-ре Шевченко), больница Товарищества лечебных заведений для хронически больных детей на Козловской улице, Киевский худо жественно-промышленныйи научный музей (сейчас - Национальный музей), Троицкий народный дом Общества грамотности (ныне театр Оперетты), строение правления Товарищества Красного Креста (по ул. Мазепы,2 - поликлиника), Подольская женская гимназия (ул. Покровская,4 - сейчас лицей «Подол»), пятиэтажный элеватор наПочтовой площади (теперь книгохранилище Национальной библиотеки) и целый ряд других.
Украшением улицы Шота Руставели является здание Центральной (Хоральной) синагоги. А ведь открыть этот дом молитвы было нелегко даже знаменитому Лазарю Бродскому.
Поскольку Киев не входил в «черту оседлости», разрешения на устройство в городе синагог давал лично министр внутренних дел, не позволявший евреям строить культовые здания «ни в центральной части г. Киева, ни даже в отдаленных частях оного». Поэтому эффектный проект синагоги, разработанный по заказу Бродского Г. Шлейфером, был отвергнут губернскими властями. Но можно было для ритуальных целей приспосабливать жилые или хозяйственные помещения. Лазарь Бродский и киевский раввин Евсей Цуккерман послали жалобу в Петербург, в Сенат. К ней они приложили чертеж бокового фасада синагоги со стороны ул. Рогнединской, откуда здание напоминало жилой дом: вот, мол,собираемся приспособить обычное здание под молельню, а местное начальство не позволяет... Сенат принял сторону просителей. И в 1898 году, в день 50-летия Лазаря Бродского, состоялось торжественное открытие Хоральной синагоги. На церемонии присутствовали высшие губернские чиновники, которые приложили столько сил к тому, чтобы она не состоялась.
Помимо сахарного производства,братья Бродские вкладывали большие средства в мукомольное, пивоваренное и винокуренное дело. Им принадлежал контрольный пакет акций Киевского трамвайного общества. Лазарь Бродский был членом совета Санкт-Петербургского международного коммерческого банка,учредителем и председателем правления Второго Пароходного общества по Днепру и его притокам, директором Киевского общества водоснабжения, ди ректором-рас поря дителем Общества мукомольной паровой мельницы, членом совета Общества взаимного кредита и прочее, прочее, прочее... К концу жизни о нем говорили как об одном из самых выдающихся предпринимателей Российской Империи. За высокое качество продукции, представленной предприятиями Бродского на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, промышленник был удостоен французского ордена Почетного легиона.Жизнь Лазаря Бродского оборвалась в 1904 году. По иронии судьбы причиной смерти “сахарного короля” стала сахарная болезнь. Когда его хоронили в мраморном склепе на Лукьяновском еврейском кладбище,в траурной процессии участвовали губернатор, командующий военным округом, городской голова. Знаменитый адвокат Лев Куперник в надгробной речи назвал покойного «лучшим из евреев».
А в своем завещании Лазарь отписал городу 500 тысяч рублей для строительства крытого рынка, а из доходов рынка город должен был ежегодно отчислять 22,5 тысячи на содержание Бактериологического института, детского отделения Еврейской больницы, двухклассного училища им. Бродского и других благотворительных учреждений, созданных им.Во главе клана оказался Лев Израилевич Бродский. По семейной традиции он числился руководителем многих фирм, предприятий, благотворительных обществ, но отнюдь не чуждался житейских слабостей.
Представители семьи рассеялись по всему свету - в странах Европы, в Америке, в Австралии. В Киеве, к сожалению, не сохранились могилы похороненных здесь Бродских, остались лишь результаты их деятельности.
В синагоге молятся, занимаются, синагога служит местом сбора общины, в синагоге учатся. Синагога является и домом молитвы, хотя для общей молитвы синагога не нужна.
На иврите синагога – "Бет Кнессет" (Дом собраний).
«Кнессет» – значит «собрание». Термин "Бет Кнессет" полностью отражает деятельность, которая сегодня ведется в синагоге. Евреи здесь молится, читают Тору, учиться, проводят собрания и праздники. В этом отношении синагога отличается либерализмом, открывая свои двери для самой разной деятельности.
И до введения в жизнь иудеев синагоги, они собирались, руководствуясь вполне понятным чувством общности. Уже в те времена (I век до н. э.) сложилась традиция, согласно которой они занимались не только религиозными делами, но и другой самой разнообразной деятельностью, в которой всегда просматривались все-таки еврейские обычаи. Можно предположить, что для встреч использовались какие-то помещения, в них не было той священности, которая характеризует синагогу. Иудеи молились, читали Тору, обсуждали социальные проблемы.
В начале первого тысячелетия историки упоминают систематические чтения по субботам как традицию. Синагога как место чтения Священного Писания упоминается также в Новом Завете, там же синагога определяется как место для молитв. После разрушения Второго Храма необходимость где-то собираться стала настолько актуальной, что пришлось подумать о специальном для этого здании. Естественно, что значение и роль синагоги с этого момента возрастает.
В синагоге должны быть две обязательных принадлежности: ков-
чег для свитков Торы и стол, за котором Тору читают. Выше, при знакомстве с Пятикнижием рассказывалось о том, как устроена скиния и что находилось в ковчеге. Это две каменные доски, скрижали, они хранились в ящике (ковчеге), покрытом золотом. После разрушения Первого Храма ковчег исчез. Позже ковчег представлял собой обычный сундук, а в средние века это уже был шкаф, закрепленный на восточной стене синагоги. В шкафу хранятся свитки Торы, являющиеся в синагоге центром внимания. Напротив ковчега висит занавес.
В некоторых синагогах над ковчегом располагают две дощечки, на которых двумя первыми словами обозначены Десять Заповедей. Дощечки могут содержать и другие тексты.
Сегодня в некоторых синагогах горит электрический свет, в других используются традиционные масляные светильники. В синагогах менора (семисвечник или девятисвечник) стоит справа от ковчега.
Обязательным местом синагоги является «бима» (площадка). На ней читают Тору. Эта площадка обычно находится в центре, но ее можно ставить с любой стороны.
В ортодоксальных синагогах женщины и мужчины сидят отдельно, что соответствует требованию Талмуда о том, что мужчины не должны отвлекаться от молитвы.
Службы в синагоге проводят ежедневно вечером, утром и днем. Ортодоксы и некоторые другие иудеи предпочитают произносить индивидуальные молитвы, когда в синагоге нет достаточного количества людей для проведения общей службы.
По праздникам чтение является главным делом, оно сопровождается церемонией шествия вокруг синагоги.
По субботам на утренней службе читается какой-нибудь отрывок из Торы.
Продолжительность чтения в разных синагогах разная. Ортодоксальные общины каждую неделю прочитывают несколько глав, а за год – всю Тору. Другие растягивают чтение Торы на три года. У тех и других есть свои доводы и аргументы поступать так, а не иначе.
Реформисты считают некоторые тексты ненужными для общественных чтений и не читают. Тем не менее, во всех конгрега-циях богослужебный цикл заканчивается на праздник Закона, именно в этот день читают последнюю часть Второзакония и первую книги Бытие.
По субботам и праздникам, а также в посты и на дневной службе в День Искупления чтение Торы дополняется чтением книг Пророков.
Во время службы в синагоге, когда дверцы ковчега открываются и оттуда торжественно вынимают свиток Торы, процессия несет свиток к площадке. Собравшиеся при этом наклоняются вперед, чтобы коснуться свитка кистями своих молитвенных покрывал.
Надо заметить, что делается это с благоговением. Все, что связано со свитком Торы, воспринимается торжественно и с глубоким чувством любви.
Свиток Торы представляет собой пергаментный свиток с текстом Пятикнижия. На пергамент текст копируют от руки, особыми чернилами. Как и в древности, выполняют эту работу профессиональные писцы.
Свитки Торы сворачивают в рулон, ролики (два) соединяют вместе. Свитки заворачивают в бархатную мантию.
Свитки не только тщательно берегут, но и украшают. К серебряным украшениям крепятся колокольчики, которые звенят, когда свиток несут на площадку и обратно. После чтения процессия направляется вокруг верующих. На самой площадке свиток устанавливают так, чтобы все могли его видеть. Свиток располагают горизонтально, читающий не касается текста Торы рукой, помогает себе серебряной или медной указкой.
Тора (и Пророки) в синагоге читается речитативом на иврите. Читает специально обученный человек, по особому случаю (суббота перед свадьбой или завершение оплакивания близкого родственника) читать может кто-то из верующих.
В ортодоксальной синагоге служба длится долго, на площадку по очереди выходят верующие, чтобы читать, возносить молитву, свидетельствовать. В реформистской синагоге свиток читает один человек, причем не речитативом, а просто читает. После текста на иврите следует перевод на родной язык. В реформистских синагогах читают на родном языке, и только одно благословение произносится на иврите.
Как сказано в Библии (Паралипоменон, 25), в Храме Соломона были певцы, музыканты и музыкальные инструменты. После разрушения Храма ситуация изменилась, пришлось вводить ограничения.
Работу в синагоге ведет хазан – платный наемный работник. Он проходит курс обучения, изучает Библию, Талмуд и молитвенник. Хазан участвует в пасторской работе и осуществляет религиозное руководство в синагоге. Именно на него чаще всего возлагается обязанность руководить общиной.
А главным религиозным руководителем в иудаизме и вторым платным работником синагоги является раввин. Различие между тем и другим следующее: если хазан должен быть экспертом во всем, что
касается Торы, то раввин должен быть экспертом во всех вопросах, с ней связанных. Так что центральное место Торы делает центральной фигуру раввина. Титул «рабби» (учитель) принадлежал учителям Мишны.
Уважение и власть, которой традиционно облечен раввин, проистекали из его знания Торы и умения принимать практические решения. В иудаизме духовное лидерство основывается на глубоком знании Торы, ибо без Торы иудаизм не существует.
Раввин – не толкователь Библии, он подготовлен, чтобы руководить общиной, в которой Тору читают и изучают, он помогает иудеям жить по ней.
В иудаизме есть разные взгляды на проповедь. Применительно к раввину можно сказать, что если кто и способен вести откровенные беседы с верующими, так это он.
Многие реформистские раввины проходят курсы психотерапии и других наук, способствующих установлению контакта с человеком и оказания ему помощи. В решении этических и ритуальных задач раввин считается тонким специалистом.
Работа в совете синагоги также входит в обязанности раввина, правда, это практикуется в реформистской синагоге. Ортодоксальный раввин от выполнения этих обязанностей, как правило, освобождается.
Рукоположение раввина, благодаря чему он обретает власть и авторитет, происходит в колледже после окончания учебы.
Над раввином нет централизованного контроля, он сам решает, какая часть службы должна исполняться на иврите, он же принимает решения по вопросам применения тех или иных обычаев.