Об освящении икон и других предметов. Надо ли освящать икону
Инструкция
Если вы купили схему и набор для вышивания иконы в магазине, обязательно обратитесь своего прихода за благословением перед тем, как приступать к работе. Обратиться к нему следует и если вы сами создали ее . Он проверит, соответствует ли церковным канонам. Считается, что работать над иконой можно, только владея техникой лицевой вышивки. Хотя в настоящее время нет единого мнения и по этому вопросу.
Попросите священника и освятить после того, как она будет вышита. Однако приготовьтесь к тому, что далеко не каждый батюшка отнесется к вам с пониманием. Кто-то из священников считает, что такие иконы освящать не следует ни при каких условиях, так как это всего лишь модный китч. Кто-то полагает, что такую работу могут выполнять только или люди, имеющие благословение Патриарха. В некоторых храмах требуется освятить нитки и ткань.
Начинайте вышивать икону только тогда, когда получите на это благословение, если вы все-таки хотите ее освятить. Во время вышивания соблюдайте нестрогий пост. Каждый раз перед началом работы и после ее завершения читайте молитву. Во время вышивания вы должны думать только о хороших, чистых, светлых вещах. Внутренние терзания, ссоры с близкими, обиды, скверные мысли - все это должно остаться в стороне. Ни в коем случае не смотрите телевизор и не слушайте музыку. Ваш душевный настрой должен быть созвучен тому, что вы делаете, а не тому, что не имеет отношения к работе над иконой.
Во время работы не употребляйте спиртные напитки и ни с кем не ругайтесь. Лучше всего начать поститься. Идеальным временем для вышивания икон считаются посты. Вышивая, старайтесь думать только о хорошем. От икон, сделанных , исходит совершенно другая энергетика, ведь во время работы вы вкладываете в них частичку своей души.
Не вышивайте в праздники, так как в эти дни принято обращаться к Богу и читать духовную литературу, а не работать в свое удовольствие. Девушкам во время менструального цикла по возможности лучше отказаться от вышивки. Дело в том, что в критические дни, с церковной точки зрения, считается «нечистой», и она не должна заходить в храм и прикасаться к чему-либо святому.
Видео по теме
Обратите внимание
Если вы не умеете вышивать крестом, то не стоит учиться этому на иконах. Вначале попробуйте освоить технику вышивки крестиком на легких пейзажах и других картинах и только после этого переходите на иконы.
Источники:
- вышивка иконы крестиком
Вышитая бисером икона имеет свою необыкновенную красоту. Чтобы процесс был приятным, есть некоторые тонкости вышивки.
Каноническая православная икона показывает нам мир преображенный благодатью Божией. Икона — не реалистическое изображение. Особыми приемами, специальными красками, в символической форме иконописец передает иную, духовную реальность — реальность Царства Божия. Если мы видим на иконе образ святого, перед нами не просто портрет христианина, жившего в определенную эпоху, несмотря на то, что портретное сходство присуще иконописному образу. На иконе мы видим образ человека, измененный, очищенный, облагороженный благодатию Святого Духа.
Икона показывает духовный облик личности, и всегда обращена к предстоящему перед ней, молящемуся человеку, потому, как и святой пребывает в духовном мире в непрестанной молитве. Икона создана для молитвы, смысл ее раскрывается только через молитву.
Избранники Христовы, стяжавшие в земной жизни благодать Святого Духа, в ином мире предстоят престолу Божию в вечной радости и блаженстве. В нашей жизни угодники Божии являются духовными посредниками между Богом и людьми. Святым, особенно близким к нам по времени, прекрасно известны все трудности и скорби земной жизни. По любви и состраданию к людям, они молятся самому Богу, о тех, кто просит их помощи.
Угодники Божии за особый христианский подвиг, терпение и смирение, получили от Бога многие дары: исцеления болящих, помощи страждущим, утешения и вразумления. Всем известно, что святитель Николай Чудотворец помогает в дороге и в путешествиях. Преподобному Сергию Радонежскому молятся учащиеся от первоклашек до студентов и аспирантов. Благодатию Духа Святого прп. Сергий помогает в постижении наук и при сдаче экзаменов. В Петербурге есть традиция во многих проблемах просить помощи у св. блж. Ксении Петербургской — покровительницы города и заступницы всех верующих.
Русский человек испокон веков знает, что в трудных, неразрешимых обстоятельствах нужно всей душой помолиться любимому святому или своему небесному покровителю и предать все в руки Божии. У многих из нас есть этот опыт непостижимого разрешения проблем по молитве к святым.
Освящение иконы
Что касается освящения икон, в современной Церкви существуют противоположные мнения. Одни священнослужители, опираясь на опыт средневековья, полагают, что образ написанный строго по иконописным канонам, являет собой воплощенную святость. Господь свят — значит образ Его, созданный иконописцем в молитве и по благословению, также, несомненно, свят и достоин поклонения. Имя Божие свято, а всякий образ сопровождается написанием имени. Следовательно, дополнительного освящения не требуется.
В наши дни древние традиции иконописи, восходящие к творчеству великих Андрея Рублева, Даниила Черного и других иконописцев, успешно возрождаются. Если вы приобрели писаную по старым канонам икону, можно разместить ее в доме и молиться перед ней, не прибегая к дополнительному обряду освящения.
Вместе с тем, в современной Русской Православной Церкви существует особый чин освящения икон. Обряд освящения икон состоит из чтения особых молитв и окроплении святой водой. На практике этот обряд стал применяться после Раскола и распространился в синодальный период.
Сегодня освящать принято старые, реставрированные иконы, в знак благословения Церкви на молитву перед обретенным образом. Освящают также вышитые иконы. Иногда священники рекомендуют освятить икону, купленную в антикварном магазине или подаренную. Новую икону из церковной лавки можно сразу разместить на стене или на полочке, и молиться перед ней. Если существуют сомнения, и по каким-то причинам приобретенную икону хочется освятить в храме, стоит посоветоваться с батюшкой и сделать так, как благословит священник. В любом случае, в обряде освящения икон нет ничего предосудительного.
Где ставят иконы святых в доме
Иконы в доме верующего человека могут располагаться во всех комнатах, на кухне и в прихожей. Размещать иконы следует на восточной стене, так как молятся христиане лицом на восток. но если это не возможно ввиду планировки, допустимо поместить иконы там, где есть достаточно свободного места. Важно помнить, что в интерьере квартиры иконы должны быть отделены от светских картин, декоративных панно и других украшений. Икона размещается в квартире, чтобы молиться пред ней.
Молитва пред иконой святого требует определенных условий — тишины, сосредоточенности. Поэтому наверняка не стоит размещать иконы в проходных комнатах, там, где обычно играют дети, а также в местах дома, загроможденных вещами, мебелью и прочим. Молитва предполагает наличие свободного пространства, порядка и тишины.
Практика показывает, что удобнее всего, когда все иконы помещаются где-то в одном месте, на полочке или стеллаже, там, где человек обычно читает утренние и вечерние молитвы, и вообще молится. В этом уголке создается особая молитвенная атмосфера, ничто не напоминает о повседневных делах, не отвлекает. Но отдельные иконы святых можно разместить над рабочим столом, над школьным уголком ребенка, а также в столовой или на кухне, где семья обедает.
ВОПРОС: В церкви мне сказали, что "действительными" являются только иконы, освящённые в церкви. Без этого освещения они-де, являются чуть ли не простыми бумажками. Но мне кажется, что иконы освящают Те, кто на них изображен. То же и с нательными крестами, медальонами с изображением Богородицы. Или я неправ? Просто у меня дома есть не мало икон - простых вырезок из газет, ксерокопий, которые мне нравятся. Нужно ли их освящать?
ОТВЕТ: Дорогой друг мой!
Наш добрый Господь по милосердию Своему даровал нам множество видимых даров, которыми мы можем пользоваться по своему усмотрению, это: молитвенное (церковное) освящение благоугодного дела, освящение дома (жилища), освящение служащей нам вещи, образа (иконы), освящение пищи, освящение воды, масла (елея) и т.д. Особое место в этом занимает освященная вода, которая сама служит нам для освящения: мы можем покропить или обтереть ею себя, нужную нам вещь или помещение. Особенной благодатной силой обладает крещенская вода, освященная во время праздника Крещения Господня.
Это дары Божьи нам, которыми мы с благодарностью Господу можем пользоваться; пренебрегать ими нам весьма не полезно: как и за все, данное нам Богом для нашего вспомоществования, мы должны будем дать отчет за правильное их использование.
Да, как и пишет о том св.Иоанн Кронштадский, образ Креста Господня, образы Господа, Божьей Матери и святых уже сами по себе в виду интенции человеческой при их изготовлении и пользовании есть святы.
Однако, если мы отказываемся освятить их и церковно, то таким образом как бы пренебрегаем даром Божьим и Самим Божественным устроением Церкви, ибо Церковь не есть где-то вне нас, а Церковь составляем мы сами. Церковная иерархия же, с помощью которой осуществляется освящение, есть Божественное устроение Церкви.
Некоторые святые ясно различали образа освященные (церковно) от неосвященных. Таким даром обладал, например, св.падре Пио. Он всегда кротко указывал человеку, что следует освятить образок или крестик, который тот имеет, т.к. он, наверное, купил его в мирском магазине, и тот не освящен.
Я также, как и ты, вместе с имеющимися у меня иконами имею и любимые мною некоторые бумажные копии, фото и даже рисунки и использую их наравне с иконами. В этом греха нет, это лишь служит моему благочестию: так я ощущаю сердцем, такова, быть может, особенность моего восприятия.
ВОПРОС: Когда у нас в гостях был священник, он освящал всю квартиру, окроплял святой водой в комнатах, в том числе окропил и иконы. Это, по сути, и есть церковное освящение? Или всё же для этого существует особый чин?
ОТВЕТ: Дорогой друг!
В православной церкви существует определенный чин освящения иконы; в католической церкви священник также, освящая икону, читает определенные молитвы, кропит священной водой.
Образа из бумаги, которые мне особенно дороги и пред которыми я часто молюсь, имеют ценность именно для меня и я не отличаю их от освященных икон. Для другого же человека это может быть не так. Он может спокойно положить эту "журнальную вырезку" (которая молитвенно служила кому-то долгие годы) куда-нибудь в книжку или вообще сжечь. Это не будет грехом, т.к. для него это не икона, а лишь ее иллюстрация. С иконой же он так не поступит: в худшем случае, отнесет ее в церковь или отдаст какому-то верующему. Такова психология веры.
Однако, как я уже объяснил раньше, дело не только в психологии. Такова реальность веры. Есть Бог, есть Церковь, есть у Нее обряды и традиции. Это не просто ньюансы или особенности, это реальность присутствия Божественной благодати Святого Духа, Который, давая всем жизнь и жизненную энергию, в Церкви Христовой присутствует в особых Своих благодатных дарах.
Благословен Бог.
С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем.
В современном православном мире существует много народных мастеров, которые умеют создавать иконы при помощи различных иконописных техник: в художественном исполнении на холсте или по дереву, из драгоценных металлов, иконы, вышитые бисером и другие. Многие из этих работ можно отнести к произведениям современной православной иконографии. Но многих христиан, которые хотят купить православную икону в интернет магазине, беспокоит вопрос о том, как освятить икону. Конечно, если православная икона , то она уже прошла обряд освящения и волноваться не о чем. Как же быть с неосвященными иконами, сделанными на заказ или приобретенными в торговых точках? Освящение икон – это очень серьезный церковный обряд. В современной церковной практике используют особый чин освящения икон: читают специальные молитвы и окропляют икону святой водой. Если православный христианин верит в силу обряда и уделяет этому таинству особое значение, то желательно, освятить икону самому в том храме, который он посещает. Это условие обязательно для освящения семейных или именных, мерных икон. Многие иконописные мастерские и интернет магазины предлагают купить православные иконы, которые уже прошли освящение. Среди предложенных вариантов освященных икон много икон, вышитых бисером. Если стоит вопрос о подарке православной иконы, то это самое лучшее решение и набор для вышивания можно купить в интернет магазине.
Как освятить икону, вышитую бисером
Существует несколько не писаных правил для тех, кто все же взялся за вышивание святых икон. Желательно, в самом начале, со всеми материалами для вышивки, посетить священника и получить его благословение перед тем, как . Во время вышивания иконы, желательно поститься. Каждый раз перед работой, надо читать молитву. Во время работы нельзя ссориться, ругаться и допускать скверные мысли. Нельзя заниматься вышивкой в церковные праздники и в воскресные дни. Работа при вышивании икон не терпит суеты, поэтому не надо спешить закончить ее. После того, как икона, вышитая бисером, уже готова, нужно обратиться к священнику за тем, чтобы освятить икону. Священник может принять решение освятить икону, вышитую бисером как церковную утварь. Не надо спорить по этому поводу, а стоит принять его решение со смирением.
Рекомендую почитать на досуге
Текст православной молитвы преподобному Аврамию Галичскому, Городецкому, Чухломскому чудотворцу
О, пречестная и священная главо, отче преблаженне авво Аврамие! Не забуди нищих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо свое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати нас, чад своих. Моли за ны, отче священный, за дети своя духовныя, яко имея дерзновение к небесному Царю: не премолчи за ны, вопия ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя, но поминай недостойных у престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, яко дана тебе бысть благодать молитися за ны. Не мним бо тя мертва суща: аще бо и телом преста-вился еси от нас, но и по смерти убо жив сый, пребываеши неотступно от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики и с небесными силами у предстоящи, достойно веселится. Нам бо тя ведущим воистинну и по смерти яко живу ти сущу, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас всесильному Богу о пользе душ наших и испросити время на покаяние и невозбранно преити от земли на небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и вечныя муки избавитися и небесному царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и с пресвятым и животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
В древности не существовало практики освящения икон. Об этом мы находим свидетельства VII Вселенского собора, где говорится, что иконы святы подобием изображения изображенному лицу и надписанием имени, которое подтверждает это подобие.
Надобность в особом чине освящения появилась только тогда, когда сами изображения перестали быть «подобными» в исконно древнем понимании. То есть тогда, когда они перестали выражать очевидным образом святость изображенного лица и верующие стали просить священнослужителей сделать что-нибудь для того, чтобы образ стал святым.
Практика освящения возникла сначала на Западе. Обряд представлял собой окропление иконы святой водой с чтением особой молитвы. Однако, чин освящения не может сделать из несвященного образа священный. Потому что, если данное изображение не икона по своему стилю и художественным свойствам — оно не станет иконой через окропление святой водой.
Значит, единственное понимание акта освящения иконы — это воспринимать освящение как принятие данного образа Церковью, с тем, чтобы этим освящением удостоверить, что образ достоин (имеет нужные качества), дабы быть включенным в литургическую жизнь Церкви. А верующие действительно могут молиться перед данным образом Богу и святому, и этот образ поможет правильной молитве. При этом священник должен достаточно хорошо разбираться в подобных вопросах, для чего и существуют дисциплины «богословие иконы» или «православное иконоведение (иконология)».
"По такому чину, который содержится в наших требниках, в старину иконы не освящались, - пишет Архимандрит Зинон. Называется он чином благословения, а не освящения, и должен рассматриваться как одобрение Церковью данного образа, а не как некий сакраментальный акт. Ведь никому не придет в голову, купив новое Евангелие, перед началом чтения освящать его. В иконе почитается не вещество, а изображенное лицо. Надпись необходима, как раньше выражались, для того, чтобы утвердился дух молящегося, то есть, чтобы молящийся точно знал, к кому обращается, потому что иконография многих святых сходна."
Надпись имени святого - подобна наречению имени младенца. В древности её делал не иконописец, а архиерей, удостоверяя таким образом, что икона выполнена канонически верно. Сейчас это действие заменил чин освещения иконы, после которого мы не сомневаемся, что на нас смотрит лик конкретного святого, которому можно молиться, а значит, работа становится иконой.
Таким образом, в наше время иконы стали освящать для подтверждения святости изображаемого. Собственно данное действие можно понимать как свидетельство Церкви о том, что канонически верно изображен именно тот, кто надписан, а значит икона подлинна. Важно помнить, что к иконе до освящения необходимо относиться так же благоговейно и почтительно, как и после. Освящая любой другой предмет, мы призываем благодать Духа Святого. Икона же свята уже только потому, что на ней изображены Господь, Богородица или святые.