Августин аврелий биография кратко философия. Августин Блаженный –философия, идеи и взгляды
Итак, Августин Аврелий Блаженный был ярким представителем средневекового периода переходной теоцентрической философии: от патристики к схоластике. Если у античных философов общими идеями были добро, милосердие, забота о ближнем и т.д. в их светском понимании, то в христианской теологии эти категории преломлялись через призму религиозных догматов. Выразительно это прозвучало в философско-теологическом произведении Августина Аврелия «О царстве Божием». Христианский мыслитель считал, что каждый социум имеет общие ценности, тем не менее, одни живут ради тела, земных утех («светское государство»), другие же - во имя духовных ценностей («царства Божьего»), о чем мы кратко упомянули ранее. Отношение к Богу разделяет людей на два общества, и эта условная разница имеет исключительно моральный характер. Состояние людей «светского государства» такого, что они всегда чем-то не удовлетворены. Их отличает завистливость, корыстолюбие, коварность. Поэтому Августин Блаженный писал, что общество, которое состоит из людей «светского государства», подобно морю, в котором одна рыба съедает другую. В «светском государстве», полагал он, не может быть покоя, мира - там один конфликт порождает другой. Трубецкой Е.Н. Философия христианской теократии в V веке. Учение Блаженного Августина о граде Божием. - М.: Либроком, 2012. - 152 с.
Эти проблемы не могут иметь места в «царстве Божьем». В этом обществе - порядок и гармония. Никто никого не обижает, никто никому не завидует, как не завидуют ангелы архангелам. В «царстве Божьем» положение людей неодинаково: один - имеет меньше способностей и благ, другой - больше, но и первый, и второй довольны своей судьбой.
Учение Августина Аврелия о «светском государстве» и «царстве Божьем» продолжало начатую еще Платоном и Аристотелем идею о материальной и духовной жизни общества. В последующие века она была забыта, но обрела новое звучание в эпоху Возрождения и Нового времени.
В свою же эпоху Августин Аврелий, прозванный Блаженным, пишет обращённую к Богу «Исповедь», в которой рассказывает о своей ранней духовной и жизненной эволюции. Эта работа является ярким примером острого самопознания и самоанализа. Именно в ней Августин рассказывает о своей жизни до того, как он стал христианином, а также о духовных поисках, которые привели его к принятию христианского мировоззрения. В течение всего произведения он восхваляет Бога и признает полную зависимость судеб от воли Бога.
Августин не допускает никакого сомнения относительно существования Бога. Бог - есть генетическим и субстанционным началом всего, что существует. Он является источником естественного порядка. Сравнивая характеристики своего знания и качества Бог (Он вечен и Он есть Истина), Аврелий делает вывод о том, что источником единственной Правды является Бог.
Мир, созданный Богом, представляет собой иерархию творений, от неживых минералов, живых растений и животных, способных по-своему ощущать и мыслить, до человека - вершины иерархии, царя природы, единого существа, которое обладает бессмертной душой, созданной Богом при рождении последнего.
Душа человека - творение Бога. Августин отбрасывает теории о предвечном существовании душ и их переселении. У животных и растений, как он считает, души нет, она присуща только людям. Созданная из ничего душа после своего творения становится вечной. Последнее обосновывается тем, что душа существует вне пространства, не имеет материальной формы и потому - не может быть разделена на части. Не существуя в пространстве, душа существует во времени. Именно в связи с проблемой души Августин разрабатывает новый образ времени - это линия. Время имеет три модуса (прошлое, будущее и настоящее), в нем возможное также возникновение нового, т.е. творчество. Лысикова А.А. Антропологические аспекты христианства: учение о душе и духе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 6. С. 136-139.
Так обе концепции души и времени у Августина связаны. Душа находится в созданном Богом мире, т.е. времени. Бог находится в абсолютном настоящем, в вечности. А душа наделена способностью различать прошлое и будущее. С прошлым сопряжена такая способность души, как память, с будущим - ожидание, с настоящим - внимание. Августин показывает, что время - это достояние самой души, которая через него стремится к вечности, где прошлое и будущее становятся постоянно длящимся настоящим.
Аврелий Августин также рассматривает эсхатологическую проблему (проблему «конца света»). Этот пункт связан с возвращением людей из «земного града» в «Град и Царства Божье». «Два града» построены двумя видами любви, а именно: земной - любви к себе, и небесной - любви к Богу вплоть до самозабвения. В трактате «О граде Божием» Августин впервые говорит об истории. История начинается с сотворения мира, а человеческая история начинается с сотворения Адама. При этом философ разделил историю на шесть периодов. Пять периодов у него посвящены ветхозаветной истории. Шестой период начинается с первого пришествия Иисуса Христа и закончится «вторым пришествием», Страшным судом, когда настанет конец всей мировой истории.
Историю Августин мыслит не в замкнутой цикличности, а в линейности. А цель истории - моральный прогресс, победа христианства во всем мире.
Основой моральной и праведной жизни человека в период Средневековья считали религиозную веру. Перед человеком стоял выбор - верить в Бога или отвернуться от Бога. Т.е., человек имеет волю, а зло или грех является продуктом свободы воли, свободы выбора. Оно возникло, когда первые люди нарушили первый завет с Богом, восстали против Него. Свою низменную волю «создания» они противопоставили воли Творца. Зло вообще заключается в нарушении мировой иерархии, когда нижнее занимает место высшего, меняется с ним местами. Августин же понимает зло как отсутствие добра: «Уменьшение же добра есть зло». Васильев В.А., Лобов Д.В., Августин о добре, зле, добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 5. С. 255-265.
Источником добра в людях выступает благодать. Человек выбирается для спасения Высшей Мудростью. Это решение о даре благодати невозможно понять, в его справедливость можно лишь верить. Вера - это единый правильный источник истины и спасения.
Зло проявляется еще и в том, что государство стоит выше церкви. Эта мысль была положена Августином в основу философии общества и истории общества. Государство он связывает с «царством дьявола», а церковь - с «Царством Божьим». «Град Божий» - это царство, где вечно живут те, кто своим моральным поведением заслужил спасение и милосердие. Об этом тоже идет речь в других его работах: «О бессмертии души», «Об истинной религии», «Монологи» и т.д.
Августин резко противопоставляет государство и церковь. Государство основано на той самой деструктивной любви к самому себе, на эгоизме, а церковь - на любви человека к Богу. Однако в самой церкви он различал две церкви: видимую и невидимую. Видимая церковь состоит из всех крещёных, из всех христиан. Но поскольку не все христиане выбраны для спасения, то невидимая церковь слагается из избранных, но никто не знает, кто же избран Богом для спасения. Поэтому эта последняя церковь избранных - «невидимая».
Августинизм, как особе направление философии, оказал значительное влияние на становление и развитие средневековой философии. Он просуществовал как универсальная парадигма христианского философствования, как авторитет, на который ориентировался каждый мыслитель христианского Запада, до середины XІІІ в. Современной науке учение Августина Аврелия дало ценные антропологические идеи, например, о значении духовных и религиозных переживаний для человека и общества.
аквинский патристика схоластика блаженный
На укрепление позиций католической церкви, которая полностью контролировала жизнь отдельного человека и всего общества в Средние века, огромное влияние оказали философские взгляды Августина Блаженного. В современном мире возможности и функции церкви не столь всеобъемлющи, но католицизм и по сей день остаётся одной из основных мировых религий. Он распространён во многих странах Западной Европы, США, Латинской Америке, в некоторых областях Украины. Для понимания истоков католичества необходимо обратиться к богословскому учению Августина Блаженного.
Краткая биография
Августин (Аврелий) родился в 354 году в Тагасте . Этот город существует по сей день и называется Сук-Ахраз. Примечательно, что мальчик воспитывался в семье, где родители придерживались разных религиозных взглядов. Мать Аврелия, Моника, была христианкой, а отец - язычником. Это противоречие наложило свой отпечаток на характер юноши и нашло отражение в его духовных поисках.
В семье будущего мыслителя никогда не было больших денег, но родители смогли дать сыну хорошее образование. Изначально воспитанием мальчика занималась его мать. Окончив школу в Тагасте, семнадцатилетний Августин отправился в Карфаген, где постигал азы риторики. Там он встретил девушку, с которой прожил 13 лет. Даже после того, как у пары появился ребёнок, Аврелий не женился на своей возлюбленной по причине её низкого социального происхождения. Именно в этот период жизни начинающий философ произнёс свою известную фразу , в которой молит Бога о целомудрии и умеренности, но просит послать их не сейчас, а когда-нибудь позже.
Семейная жизнь Августина не сложилась. Свадьбу с подходящей по статусу невестой, которую выбрала ему мать, пришлось отложить, так как девочке исполнилось всего 11 лет и нужно было ждать, пока она повзрослеет. Годы ожидания жених провёл в объятиях новой избранницы. В итоге Августин разорвал помолвку с малолетней невестой, а вскоре покинул и возлюбленную. К матери своего ребёнка он тоже не вернулся.
Знакомство с трудами Цицерона послужило для Августина отправной точкой в изучении философии. В начале своих духовных поисков он проникся идеями манихеев, но позже разочаровался в них и жалел о впустую потраченном времени.
Служа преподавателем в одной из школ Медиолана (Милан), Августин открыл для себя неоплатонизм, представляющий Бога как нечто запредельное или трансцендентное. Это позволило ему по-другому взглянуть на учение ранних христиан. Он начинает ходить на проповеди, читать послания апостолов и увлекается идеями монашества. В 387 году Августин был крещён Амвросием.
Он распродаёт имущество и жертвует деньги бедным. После смерти матери философ возвращается на родину и создаёт монашескую общину. Душа Августина покинула земной мир в 430 году.
Эволюция духовной жизни
К созданию своего учения Августин шёл всю жизнь. Его взгляды на устройство вселенной, сущность Бога и предназначение человека неоднократно изменялись. К основным этапам его духовного развития можно отнести следующие:
Основные философские идеи Августина Блаженного
Августин известен как проповедник, богослов, писатель, создатель философии истории (историософии). И хотя его учение не имеет системного характера, венцом эпохи зрелой патристики являются воззрения Августина Блаженного. (Патристика (кратко) - период философии средневековья, объединяющий учения мыслителей - «отцов церкви»).
Бог есть добро
Бог - форма бытия , бестелесная, чистая и вездесущая. Сотворённый мир подчинён законам природы. Добро заключено во всём, что создал Бог. Зла не существует, оно лишь подпорченное, ослабленное, повреждённое добро.
Видимое зло - это необходимое условие мировой гармонии. Другими словами, без зла не бывает добра. Любое зло может обернуться добром, как страдание способно привести к спасению.
Свобода или предопределение
Изначально человек был наделён свободной волей и мог выбирать между праведной жизнью, добрыми делами и злыми поступками. После грехопадения Евы и Адама люди лишились права выбора. Печать первородного греха лежит на человеке с рождения.
После искупления Иисусом Христом греха Адама, у человечества вновь появилась надежда. Теперь каждый, кто живёт по заветам Божьим, будет спасён и допущен после смерти в Царство Небесное. Но и эти избранные праведники уже предопределены Богом.
Государство и общество
Создание государства является необходимым условием для выживания человечества. Оно обеспечивает безопасность граждан и защиту от внешних врагов, а также помогает церкви осуществлять свою высокую миссию.
Любое общество предполагает наличие господства одних социальных групп над другими. Имущественное неравенство оправдано и неизбежно. Любые попытки изменить сложившуюся ситуацию и уравнять людей обречены на неудачу. Эта идея, получившая позже название социального конформизма, была выгодна и государству, и Церкви.
Христианская концепция истории
В истории человечества можно выделить 7 периодов, в основе которых лежат те или иные библейские события и личности.
Самыми значимыми событиями во всемирной истории являются грехопадение первого человека и распятие Христа. Развитие человечества происходит по сценарию Бога и соответствует Его намерениям.
Труды и проповеди Августина оказывали влияние на христианское учение не только при его жизни, но и спустя несколько столетий. Многие его взгляды вызывали бурные споры. Например, его идея божественной предопределённости противопоставлялась христианскому универсализму, в соответствии с которым каждый человек имел шанс на спасение, а не только избранный.
Весьма спорными считались и воззрения на Святой Дух, который, по мнению Августина, может исходить не только от Отца, но и от Христа - Сына. Эта идея , несколько интерпретированная, позже была принята Западной Церковью и послужила основой учения о понимании Святого Духа.
Взгляды самого Августина на некоторые христианские традиции и обычаи также подвергались изменению с течением времени. Так, он долго не принимал почитания мучеников и не верил в чудесную и исцеляющую силу святых мощей, но позже изменил своё мнение.
Суть христианского учения философ видел в способности человека воспринимать Божью благодать, без которой спасение души невозможно. Не каждый может принять благодать и сохранить её . Для этого нужен особый дар - постоянство.
Многие исследователи высоко оценили вклад Августина в развитие религиозного учения. В его честь названо одно из философских течений - августинизм.
Произведения
Самое известное идейное фундаментальное сочинение Августина - «О граде Божьем», состоящее из 22 томов. Философ описывает символическое противостояние града смертного, временного, называемого Земным, и града вечного, именуемого Божьим.
Земной Град состоит из людей, которые ищут славы, денег, власти и любят себя больше, чем Бога. К граду противоположному, Божьему, относятся те, кто стремится к духовному совершенству, чья любовь к Богу превыше любви к себе. После Страшного Суда град Божий возродится и будет существовать вечно.
Основываясь на идеях Августина, Церковь поспешила провозгласить себя Божьим градом, расположенным на земле, и стала осуществлять функции верховного арбитра во всех человеческих делах.
К другим известным трудам Августина Блаженного можно отнести следующие достижения.
Всего Августин оставил более тысячи рукописей . В большинстве его произведений одинокая человеческая душа, ограниченная телом, стремиться осознать себя в этом мире. Но, даже приблизившись к заветному знанию, христианин ничего не сможет изменить в своём существовании, поскольку судьба его уже предопределена Богом.
Согласно взглядам философа, человек XXI века, как и современник Августина, живёт в ожидании Страшного Суда. А впереди его ждёт только вечность.
Средневековые системы философии были религиозно ориентированы на христианские догматы, одним из которых был догмат о личности единого Господа. Его продвижение связано с именем Августина Блаженного. Благодаря этому, христианская ветвь Запада отделилась от восточной, превратившись в католицизм.
Августин – это видный мыслитель Средневековья, который заложил мощный фундамент религиозной и философской мысли, описав свои убеждения в многочисленных трудах. Он вдохновил многие философские идеи и течения, а также являлся учителем и наставником в научной методологии, этических, эстетических и исторических воззрениях.
Биографическая справка
Августин родился в Алжире, городе Тагасте, в 354 году. После окончания школы риторов, он начинает преподавать ораторское искусство в Карфагене.
В течение 9 лет, он находится в обществе манихеев, но затем убеждается в необоснованности этого учения.
Познакомившись с трудами Амвросия Медиоланского, в 387 году Августин принимает крещение и возвращается в Алжир, где становится основателем христианской общины. После смерти епископа Валерия Гиппонского, Августин сам становится епископом.
Августин активно борется с ересью, выступая в защиту великой церкви, так как именно ее он считает путем к спасению. В этот период жизни, Августин пишет несколько сочинений, объясняющих сложные места Библии, проповедует, выступает судьей.
После, следует обличение донатистов. Епископ Нумидийский отстаивал мнение о том, что нельзя принимать в свои ряды отрекшихся от веры еретиков. Августин на совещании епископов доказал, что церковная святость зависит только от силы благодати, которая передается через таинства.
Но самый жесткий спор возник вокруг Пелагия и его учеников. Основой их учения является то, что человек-христианин сам творец своего спасения. Философия Августина Блаженного утверждает, что существует и Божья благодать. На Карфагенском соборе 417 года, Августин одержал победу в этом споре, а плагианство было осуждено.
Мысли Аврелия нашли отражение в таких важнейших для истории философии трудах как «Исповедь», «О свободной воле», «Об учителе», «Об истинной религии».
Умер он в 430 году в городе Гиппоне.
Философские убеждения Августина Блаженного
Следуя Плотину, божественное существование по Августину – это абсолютное понятие, которое следует рассматривать, противопоставив его человеку и мирозданию. Но, отходя от учения Плотина, богослов отрицает, что Бог и мир едины. По его мнению, бога находится сверх естества, сам бог находится вне зависимости от мироздания и человечества, в то время как мир и человек находятся в полной зависимости от божественного естества. Августин считал бога личностью, которая является творцом всего сущего на земле.
Далее, креационизм Августин перетекает в фатализм, согласно которому – природа и человек полностью и непосредственно зависят от божественной воли, и Бог непрерывно попечительствует над миром. Такой взгляд на мироздание является основой августинизма, он приводит к иррациональному толкованию мира. Августин представлял действительность, наполненной чудесами, которые неподвластны человеческому разуму.
Философ считает, что в первую очередь были созданы ангелы и души. Все остальное на земле – материя, являющаяся инертным субстратом без формы. Но 4 элемента – земля, вода, огонь, воздух, а также небесные тела, были сотворены единожды уже в законченной форме.
Учение Августина отрицает идею эволюции, но на земле водятся такая живность, развитие которой происходит практически всю жизнь. Эту идею, философ объясняет зародышевыми причинами.
Августин считает божественное существо вечным и неизменяемым. Двойственность бога и природы – это контраст между божьим существованием и постоянно меняющимся материальным миром.
В августиновскую эпоху, церковь являлась сильным звеном общества. Она могла оказывать серьезное влияние в политической сфере.
Понятие о добре и зле
Концепция философа о зле соответствует идеям неоплатонизма, где зло выступает отрицанием добра. Основываясь на Библии, в которых описывается доброта творца, Августин приводит доказательства того, что все существующее связано с ней. Бог при создании материальных объектов заложил в них определенные массу, мерительную величину и порядок. Он взял за основу свои умозаключения для всего материального, таким образом, в вещах запечатлены внеземные образы. Никакое изменение вещи в течение существования не повлияет на этот факт, образ сохраняется. То есть, в них заключается добро. Добро, по августианскому учению, это отсутствие зла. Нет обособленного понятия зла.
Это и есть теодицея (богооправдание) Аврелия. Ее общественный смысл очень понятен. Он состоит в том, что виднейший последователь христианства Августин Блаженный стремился примирить верующих людей с таким имеющимся порядком обычных вещей. Он призывал не осуждать зло, а быть благодарными за все существующее в мире добро. Зло не было создано Богом, оно появилось потому, что уменьшилась мера добра. Человек должен пройти искушение злом, чтобы понять мироздание и свою сущность.
Душа человека: воля и постижение
Еще одним направлением философского учения Августина является – размышление о воле. Христианский философ настаивает на том, что человеческий дух и сам человек нематериальны. Даже природных существ он считал не наделенными душой. Душа присуща только человеку, она разумна. Только человек в той или иной мере похож на Бога. Идея Августина сводится к тому, что каждый человек индивидуален и духовно неповторим.
Душа бессмертна и бесконечна, существуя даже после смерти человека. Богослов рассматривает душу, как никак не связанную с телесной сущностью человека субстанцию. Душа наделяет человеческое тело способностью мыслить, запоминать, проявлять волю.
Наличие памяти позволяет сохранить все события, наполняющие человеческую жизнь, в некоем беспространственном месте. А это и есть доказательство того, что душа нематериальна, так она сохраняет все полученные эмоции, знания, впечатления при помощи органов чувств.
Душа необходима для управления телом. Человек – это душа. Но философ рассматривает саму сущность души больше в волевом аспекте, нежели в мыслительном. Основой человеческой деятельности Августин считает волю, обладающую несомненным преимуществом над разумной деятельностью. Мыслитель призывает постоянно искать высшую истину и сильную волю, его труды наполнены страстью и эмоциями.
О соотношении веры и разума
В миросозерцании Августина, иррационально-волевые показатели превосходят показатели рациональные, поддающиеся логике, и это находит выражение в преобладании веры над разумом. Философ превозносил веру в Господа, как основание и начало человеческих знаний. Но грешные Адам с Евой ослабили божественный авторитет. После этого, человеку необходимо верить и постоянно искать внутри себя опору в откровении Богу. Вера стоит перед пониманием. Ранее, наполнение веры искали в Библии. Августин утверждал неоспоримый церковный авторитет, где церковь – высшая инстанция истины. Это утверждение епископа Гиппона нашло отражение в ситуации, которая сложилась после укрепления позиции церкви, как организации централизованной и институциональной.
Мыслитель не просто утверждал, что вера господствует над разумом – он пытался дать этому философское объяснение. Если исходить из того, что основой знаний человека являются собственный и приобретенный опыт, то Августин больший акцент делал на втором, который более значим и богат. Он назвал приобретенный опыт верой. Но философ необоснованно подытожил, сопоставив веру в полученные знания с верой в Господа и священные авторитеты.
Основной вывод августиновского мышления о вере и разуме состоит в умалении разума. Мыслитель считал, что без религиозного откровения разум нелогичен и необоснован. Все учение Августина сводится к тому, что разум лишен самостоятельности.
Время и вечность
Аврелий внес существенный вклад в развитие философских взглядов о времени. Августин признавал всю сложность размышлений о нем. Он постоянно просит Бога о просвещении. Для философа несомненной истиной было то, что время есть мера изменения и движения, которые присущи всем созданным вещам. Времени не было до сотворения мира, его появление связано с божьим творчеством. При сотворении всего материального Господом, создана и мера его изменчивости.
Проводя анализ самого определения времени, Августин старался понять главные его характеристики – прошлое, настоящее и будущее. В результате, он пришел к выводу, что ни прошлого, ни будущего не существует, есть только настоящее, в котором можно мыслить о прошедших или будущих событиях. Таким образом, прошлое находится лишь в памяти человека, а будущее находит отражение в надежде.
Мировоззрение Августина сводит прошлое и будущее к настоящему времени. Но ему присуще и стремление замедлить столь быстрое движение времени. В реальности, это не представляется возможным. В божественном мироздании все существует сейчас, без всяких «до» и «после».
Вечность статична и является неотъемлемой частью существа Бога. Августин противопоставляет вечное существование Господа и постоянную изменчивость мира материальных вещей – это одна из основ воззрений философа.
Понятие о науке и мудрости
Августин объяснил различие науки и мудрости с теологической точки зрения. Если говорить кратко, то знание, которое перерастает в науку – это разумное исследование мира, которое дает возможность пользоваться материальными вещами. А мудрость – это изучение духовного мира, промысла божьего. Человек должен подчинить науку мудрости. Провозглашая этот принцип, философ показал этот этап становления средиземноморского мышления, как варваризацию умственного развития и расширение морального сознания. Эта философия Августина Блаженного показала очень характерные черты погибающей античной культуры – она превращалась в культуру феодального общества средневековья.
Знание, следуя философии Августина Аврелия, не есть зло, оно нужно для развития материального мира. Но знание не должно превращаться в цель жизни человека, он должен стремиться к божественному познанию.
Исходя из этих умозаключений, христианский философ накидал программу, в которой научное знание подчиняется интересам христианского учения, осуществить основы которого стало главное характерной чертой духовного развития западноевропейского феодального общества. Так как вся сущность мудрости представлена в Библейском писании и церковных основах.
Кратко
о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
Блаженный Августин. Учение о бытии
Религиозная ориентация философских систем Средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого Бога. Разработка этого догмата связана в первую очередь с именем Августина.
Августин (354-430) - выдающийся мыслитель, заложивший своими многочисленными трудами мощный фундамент религиозно-философской мысли Средневековья. Он был вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области не только богословия и общей философии, но и научной методологии, этических, эстетических и историософских воззрений.
По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло - не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Напротив, благо есть субстанция, «форма», со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Если бы творческая сила Бога прекратилась, мир тотчас же вернулся бы в небытие. Мир один. Признание многих последовательных миров - пустая игра воображения. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место. Материя также имеет свое место в строе целого.
Августин считал достойным познания такие объекты, как Бог и душа: бытие
Бога возможно вывести из самосознания человека, то есть путем
умопостижения, а бытие вещей - из обобщения опыта. Он
анализировал идею Бога в соотношении с человеком, а человека
- в отношении к Богу. Он осуществил тончайший анализ
жизненного пути человека - разработал философскую
антропологию. Душа, согласно Августину, - не материальная
субстанция, отличная от тела, а непростое свойство тела. Она
бессмертна. В учении о происхождении человеческих душ Августин
колебался между идеей передачи душ родителями вместе с телом и идеей
креационизма - творения душ новорожденных Богом.
Блаженный
Августин о свободе и божественном предопределении
Учение Августина о божественной благодати в ее отношении к воле человека и о божественном предопределении оказало большое влияние на последующую христианскую философию. Суть этого учения состоит в следующем. Первые люди до грехопадения обладали свободной волей: могли не грешить. Но Адам и Ева дурно использовали эту свободу и после грехопадения потеряли ее. Теперь они уже не могли не грешить. После искупительной жертвы Иисуса Христа избранные Богом уже не могут грешить. Божество от века предопределило одних людей к добру, спасению и блаженству, а других - к злу, погибели и мучениям. Без предопределенной божественной благодати человек не может иметь доброй воли.
Августин говорил, что без знания истины невозможно и «вероятное» знание, так как вероятное есть нечто правдоподобное, то есть похожее на истину. А чтобы узнать, что похоже на истину, надо знать саму истину. По мысли Августина, наиболее достоверное знание - это знание человека о своем собственном бытии и сознании: «Всякий, кто сознает, что он сомневается, сознает это как некоторую истину…» «Кто сомневается в том, что он живет, помнит, сознает, желает, мыслит, знает, судит? И даже если он сомневается, то все же… он помнит, почему сомневается, сознает, что сомневается, хочет уверенности, мыслит, знает, что не знает, думает, что не следует опрометчиво соглашаться». Познание, по Августину, основано на внутреннем чувстве, ощущении и разуме. Человек, говорит Августин, имеет о доступных пониманию и разуму предметах познание, хотя и малое, однако совершенно достоверное, и жалким образом обманывается тот, кто думает, что чувствам не надо верить. Нормой познания является истина. Неизменная, вечная истина, согласно Августину, есть источник всех истин, есть Бог. Новым в теории познания было утверждение Августина об участии воли во всех актах познания. Характеризуя роль волевого начала в чувствах, Августин изрек афоризм: «Человек испытывает страдания ровно настолько, насколько поддается им».
Блаженный Августин о Боге, мире и человеке
Бог, мир и человек. Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично: в центре духовных устремлений - Бог как исходный и конечный пункт размышлений. Августин рассматривает Бога как внематериальный Абсолют, соотнесенный с миром и человеком как своим творением. Мир, природа и человек - результат творения Бога, и они зависят от своего Творца. Августин подчеркивал отличие Бога от Судьбы. По Августину, христианский Бог всецело овладел судьбой, подчинив ее своей всемогущей воле: она становится промыслом, предопределением его. Августин утверждает принцип бесконечности божественного начала. Если Бог, говорит Августин, «отнимет от вещей свою, так сказать, производящую силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы». Августин писал: «Не мать моя, не кормилицы мои питали меня сосцами своими, но Ты через них подавал мне, младенцу, пищу детскую, по закону природы, Тобою ей предначертанному, и по богатству щедрот Твоих, которыми Ты облагодетельствовал все твари по мере их потребностей».
Учение о душе, воле и познании. Разум и вера. Августин говорил, что
«истину… найти можно». Разум, по
Августину, есть взор души, которым она сама собой, без посредства тела,
созерцает истинное. Истина же содержится в нашей душе, а душа наша
бессмертна, и человек не вправе забывать о внеземной цели своей жизни.
Человек должен подчинять свои знания мудрости, ибо в спасении души
- его высшее назначение: «Все, что мы созерцаем, мы
схватываем мыслью или чувством и разумением. Душа угаснуть не может,
если не будет отделена от разума. Отделиться же она никак не
может». Августин рассматривает разум как очень важную функцию
души: «Я полагаю, что душа питается не иным чем, как
разумением вещей и знанием, умозрениями и размышлениями, если может
через них познать что-нибудь. К изучению наук ведет нас двоякий путь
- авторитет и разум. Вера в авторитет весьма сокращает дело и
не требует никакого труда… Тупоумным или более занятым
житейскими делами… полезнее всего верить превосходнейшему
авторитету и соответственно ему вести жизнь».
.....................................
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Санкт-Петербургский государственный экономический университет"
Кафедра философии
Реферат
на тему: «Философские идеи Августина Аврелия»
Выполнил:
Проверил:
Санкт-Петербург
Введение
Глава I. Августин и путь веры
Глава II. Истина и знание
Глава III. Мир и человек
Заключение
Введение
Августин Аврелий, крупнейший представитель западной патристики, является важнейшей фигурой для западной теологической и философской мысли.
К концу IV в., т.е. ко времени, когда христианство стало государственной религией Римской империи, произошла переориентация античного мышления на средневековое. Наметилось новое течение мысли, с новыми темами и проблемами, новыми идеями. Главной проблемой становится Бог и вера в его существование. В течение столетий мысль средневекового человека была направленна в это русло. Учение Августина Аврелия стало определяющим фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую западную Европу. Его мировоззрение стало собственным мировоззрением западного средневековья по меньшей мере до XIII в. Его мысль «была тем образцом, первообразом, по которому мерили свои суждения средневековые философствующие теологи... Эти теологи соперничали между собой в том, кто из них в своих писаниях более точно следует аутентичному мнению Августина, кто лучше понимает дух его сочинений, кто выводит из его утверждений более соответствующие этому духу следствия.»1. Авторитет Августина Аврелия огромен. Многие христианские мыслители «почитали за честь именоваться учениками Августина и слова его почитали для себя законом»2.
Августин является классиком средневековой мысли, но в тоже время он является представителем античной культуры. Даже в теологических трудах он отдаёт достаточное почтение античной культуре. Очень часто он опирается на диалоги Цицерона. О его мудрости он говорит: «Цицерон-начало и конец всей латинской философии»1. Вообще творчество Цицерона оказало огромное влияние на жизнь Августина. Потерянный для нас диалог Цицерона «Гортензий» пробудил в нём любовь к истине, склонил философствовать в том направлении, с которым связал всю дальнейшую жизнь.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что Августин является фигурой пограничной. Это касается как его жизни, так и его учения.
Глава I. Августин и путь веры
В жизни Августина 1 прослеживаются два основных этапа. Первый этап, отличившийся беспокойством, постоянным поиском и неудовлетворённостью, продлился до принятия Августином христианства. В христианстве Августин обрёл внутренний покой. Второй этап характеризуется окончательным сформированием жизненной позиции Августина, его философских взлядов.
Вопрос о месте веры в мировоззрении Августина является ключевым. Для Августина путь веры проходил через сомнения и разочарования во всей системе ценностей античного мира, через отказ от верования отцов. Пройдя этот путь, Августин очень много занимался разоблачением и критикой языческих религий. Он убедительнейшим образом доказывает несостоятельность языческой веры, аморализм, который проявился как в ритуале так и в описании жизни самих богов: «Что это за боги, которые наслаждаются возлиянием крови на алтарях, которые, согласно языческим сакральным мифам, прелюбодействуют друг с другом и с людьми, занимаются кровосмешением, плетут интриги, завидуют и злобствуют»2. При этом Августин справедливо замечает, что этот аморализм губительно воздействовал на нравственность общества.
Излюбленный довод Августина в пользу земного происхождения языческих богов- это довод «евгемеризма». Согласно теории «евгемеризма», боги- это умершие в далёком прошлом люди: цари и герои, преклонение перед которыми при жизни привело в обожествлению их после смерти. В подтверждение этой теории он ссылается на многие источники. Например, он говорит «о письме Александра Македонского к своей матери- Олимпии, где тот передавал ей откровения верховного жреца Египта Льва о том, что все почитаемые людьми боги, включая Юпитера, Сатурна, были когда-то простыми смертными»1.
Но Августин видит в язычестве не только вымысел. Он считает язычество порождением злых сил- демонов. Он отождествляет этих демонов с языческими богами или обвиняет их в том, что они провоцируют веру в несуществующих богов. Таким образом, Августин подвержен влиянию теологического дуализма, что было характерно для той эпохи. Но, в случае Августина, истоки этого дуализма лежали не только в христианстве, но и в манихействе, которое никогда не было до конца искоренено в нём. Так многое ли осталось в мировоззрении Августина от манихейства?
Влияние манихейства в предметном отношении очевидно, ведь ключевая проблема философского творчества Августина, проблема происхождения зла, также является основной проблемой манихейства.
Итак, Августин вступил на путь христианской веры, по которому двигался всё оставшееся время. В начале пути у него возникали некоторые сомнения относительно основных христианских постулатов. Преодолеть эти сомнения ему помог неоплатонизм, который дал новые возможности в восприятии Священного Писания. Достаточным аргументом для признания авторитета христианской религии Августин считал её распространённость, жизнеспособность.
Августин противопоставляет веру постигающему мышлению, т.е пониманию. С этой точки зрения вера- это особое мышление, мышление с согласием, с одобрением. Доказательством этого служит то, что верить могут только существа мыслящие. Способность верить не является особой духовной способностью, отличной от способности мыслить. В свою очередь, мышление "верящее" относится к мышлению постигающему, разумному, как согласие- к видению. С этой точки зрения вера прежде понимания, но ниже его. Позиция Августина в отношении проблемы веры и разума ясно выражена в следующем отрывке из сочинения "О количестве души": "Ведь иное дело, когда мы верим авторитету, и иное- когда разуму. Вера в авторитет весьма сокращает поиски и не требует особого труда. Если тебе хочется, ты можешь прочитать об этом многое, написанное как бы из снисхождения великими и божественными людьми, которые находили веру необходимой для пользы простейших и которые требовали веры к себе со стороны тех, для чьих душ, более тупоумных или занятых житейскими заботами, другого средства к спасению и не могло быть. Такие люди- а их всегда большинство,- когда осмеливаются постигать истину разумом, очень легко одурачиваются подобием разумных выводов. Таким полезнее всего верить надёжному авторитету и соответственно ему вести свою жизнь"1.
Таким образом, феномен веры выходит далеко за рамки религии и касается всех сторон жизни человека. Поэтому для человека важно выбрать чему верить. Выбор контролируется разумом. Основанием для веры обычно служит авторитет. Чем больше авторитет, тем больше доверия. Очевидно, что Августин не был сторонником чистой веры. Он склоняется к теории гармонии веры и разума. Он всегда высоко ставил разум. Вера не противоречит совершенному разуму. Августин считал веру в принципе рациональной, а её положения согласными с разумом как таковым. Он считал что нет разумного познания без веры, нет веры без познания. Но это он относил не столько в вере религиозной, сколько к вере в убеждённости.
Концепция веры и разума Августина определила его отношение к науке. Позиция Августина в этом вопросе выражалась в стремлении поставить разум на службу вере, науку- религии, так чтобы наука действовала в рамках идеологии. Наука не должна быть самоцелью. Она должна служить инструментом распространения и укрепления христианской веры. Например, Августин подчёркивает важность науки о числах, знание которой, по его мнению, может помочь раскрыть тайну священных чисел Библии. Также он отводит ведущую роль истории, знание которой является обязательным для христианина. Особенно положительным является возвышение отцом средневековья опытных наук: медицины, биологии, землеведения, астрономии.
Глава II. Истина и знание
Вопрос о достижимости истинного знания очень волнует Августина. Знание истины служит первейшим условием достижения блаженства, человеческого счастья. Свою работу "Против академиков" Августин посвящает критике скептицизма и защите принципа познаваемости истины. Понятие истины играет важнейшую роль в описании природы Бога. Необходимо понимать то, что истина может быть относительной и абсолютной. В соответствии с христианским учением, можно познать мирские вещи, но познать Бога невозможно: мы люди своим разумом постичь Его не можем; всё что мы знаем о Боге открыто нам самим Богом. Здесь мы попадаем в область взаимодействия веры и знания. Несмотря на то, что мы не можем познать божественную сущность, мы должны предпочесть неполное знание Бога полному знанию, ведь это неполное знание гораздо ценнее и достойней.
Августин очень внимательно подходил к проблеме чувственного познания. Здесь опять же прослеживается приверженность Августина к неоплатонизму, хотя всё же он проявляет некоторую оригинальность. Августин говорит: «Чувство есть то, благодаря чему душа осведомлена о том, что испытывает тело. Чувствование не есть действие тела, но действие души посредством тела»1. Тело не воздействует на душу, но душа связана с телом отношением неразрывного единства. Связь между душой и телом такова, что «от души не укрывается испытываемое телом состояние»2. Душа контролирует тело либо сознательно (когда состояние тела вызывает её озабоченность), либо бессознательно (когда тело находится в нормальном состоянии). Душа использует своё тело для познания окружающего материального мира. Для этого ей служат пять телесных чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание, а также шестое чувство, которое осведомляет душу о наличии или отсутствии или же об интенсивности и сходстве различных ощущений. Наибольшее значение в познании имеет зрение. Августин различает зрение телесное, духовное и умственное (видение). В целом, учение Августина о чувственном познании было для своего времени явлением выдающимся.
Ещё одно учение Августина- это учение о разуме, которое занимает центральное место в философии Августина. Здесь снова прослеживается заимствование у неоплатоников. Августин перевёл учение о Благе и сравнении Его со светом солнца на христианский лад. В итоге получилась «теория божественной иллюминации», согласно которой существует «божественный Свет», не видимый глазами человека. Душа, лишённая божественного света, находится во тьме. Но интеллект не выносит сияние божественного света, т.е. свет ослепляет разум.
Августин понимает ум как силу индивидуальной души. Но душа изменчива. Следовательно если изменчива душа, то и изменчивы ум и мышление. В то же время, умопостигаемое неизменно. Августин соединяет интеллигибельный мир с божественным мышлением. В таком случае, каким образом может изменяемая человеческая душа познавать неизменное божественное? На этот вопрос Августин отвечает так: если Бог вездесущ, значит он присутствует в душе человека. Следовательно, вместе с Богом в душе существует божественное умопостигаемое. Связь разумной части души с умопостигаемым происходит в памяти, обнаружение умопостигаемого- в припоминании. Припоминание является созерцанием того, что всегда имеется в душе.
В целом хочется сказать о том, что гносеология Августина производит огромное впечатление.
Глава III. Мир и человек
аврелий патристика теологический
Наиболее важными компонентами всей философской системы Августина являются учение о мире и учение о человеке. Эти учения затрагивают множество проблем. Одной из них является проблема бытия. Эпоха, в которой жил Августин, характеризуется разрушением древней цивилизации, переменами в жизни общества. Поэтому проблема бытия и небытия была очень актуальной. Бытие, по Августину, в истинном и абсолютном смысле, есть то, которое не имеет никакой примеси небытия, т.е. что обладает таким бытием, не может не существовать. Величайшим бытием Августин считает то, которое не может подвергаться изменениям. Таким образом, величайшее бытие является также величайшим благом. Соответственно небытие- это зло. То, что существует в наивысшей мере, является наивысшим благом. По мнению Августина,таким образом существует только Бог. Бог является высшим бытием, высшим благом.
Огромный интерес вызывают рассуждения Августина о времени. Он уделил много внимания этому вопросу. Ведь время является основной характеристикой бытия человека.
Основным трудом, касающимся этой проблемы, является «Исповедь». В нём он отводит данному вопросу двадцать глав. Здесь он задаётся вопросами об отношении времени к бытию и о начале времени, о познании времени, об измерении времени. На первый вопрос он отвечает таким образом: время не имеет какого-то отдельного существования, оно существует вместе с миром и благодаря миру. Бог находится вне времени: «Когда-то не было ни неба, ни земли, ни времени, а был только один Бог, потому-что Он начала не имеет. А не имея начала, Он и конца не имеет. Бог всегда был и всегда будет. Поэтому Он называется вечным»1. Таким образом время имеет начало в бытие неизменяемом. Время сходно с вечностью тем, что обладает длительностью. Только вот длительность времени конечная, а длительность вечности бесконечная.
Августин говорит, что неправильно определять три времени: прошедшее, настоящее, будущее. Правильнее сказать что существует три времени: настоящее, относящееся к вещам прошлым, настоящее, относящееся к вещам настоящим и настоящее, относящееся к вещам будущим. Первое существует в воспоминании, второе- в созерцании, третье- в ожидании.
Далее мы переходим к вопросу измерения времени. Если будущее и прошлое не существуют в собственном смысле, тогда они неизмеряемы. Можно только измерить текущее время. Но с другой стороны, настоящее не имеет долготы, любой эталонный отрезок времени складывается из прошлого и будущего, которых нет. Поэтому не существует такого эталона, с которым можно сравнить проходящее. Если предположить что мера времени не находится в настоящем, т.к. мы уже выбрали её в качестве меры, то мы не можем измерить существующее те, чего уже нет. Августину приходит к выводу, что измерение времени полностью зависит от духовного восприятия времени, мерой времени является содержание духа.
Что касается вопроса о познании сущности времени,то Августин не может дать на него однозначного ответа. Он относит время к чему-то непостижимому. Понимание природы времени он считает задачей неразрешимой. В итоге, Августин определяет время, как некое протяжение. Таким образом, всё учение Августина о времени представлено в виде гипотез.
Августин также выдвинул гипотезу объективного времени. Время он понимал как отношение между вещами, как порядок их следования друг за другом через момент настоящего.
Телесный мир, космос, природа, существуют объективно. Этот мир существует во времени, а ничто временное не является вечным и самодостаточным. Следовательно мир должен существовать по причине чего-то вечного. Этим вечным является Бог.
Августин отклоняет концепцию цикличного понимания времени, которая была характерна для всей древности. Он считает, что циклическое время ничего не даёт для объяснения истории. История- это движение только вперёд из прошлого в будущее. Циклическое время характеризует бытие ограниченное и замкнутое. Августин говорит, что если бы время было циклично, жертва Христа была бы бессмысленна: возвращение к прошлым грехам означало бы, что божественное искупление не имело силы.
Важнейшим положением августиновского креационизма служит следующее утверждение: Бог создал весь мир из ничего посредством свободного акта воли. Воля Бога не имеет внешней причины, поэтому бессмысленно спрашивать, почему Бог создал мир. Всё, что происходит от Бога, происходит или из него, или от него. То, что из Него- рождается Им; то, что от Него- создано Им. Бог создал мир из ничего. Ничто не является чем-то реальным, оно является чистым небытием. Следовательно, создание мира из ничего представляла собой привнесение небытия в мир. Форма, красота, порядок в мире исходят от Бога; нестабильность формы, неполнота красоты исходит от «ничего». Августин представлял «ничто» как особое начало наряду с Богом. Бог творит из ничего материю и форму. Бог творит мир при помощи своей Премудрости. Создавая мир, Бог предопределяет принципы его устройства, судьбу каждой отдельной вещи. Для творимых вещей существуют идеи, которые выступают как образцы.
Данная концепция называется экземпляризмом. В средние века этой концепцией пользовались практически все христианские теологи.
Августин видел в мире порядок, гармонию и красоту. Ведь если Творец совершенен, то и творения должно быть насколько это возможно более совершенным. Мир должен быть устроен разумно, закономерно. Но человек многое в мире воспринимает как беспорядочное, лишённое гармонии. Как же выходит, что творение Бога может быть несовершенным? Августин предложил два варианта объяснения:
)Мир создан совершенным Творцом, но создан он из ничего, отсюда исходит его несовершенство. Весь беспорядок исходит от «ничего». Мир не может быть таким совершенным, как и Творец. Здесь противопоставляется Творец и творение, Бог и мир.
)Здесь противопоставляется мир и человек. Человек видит в мире беспорядок из-за собственного несовершенства. Он не может уместить в своём сознании весь совершенный мир.
Человек создан по образу и подобию Бога. Это говорит о высоком достоинстве человеческой природы. Напротив, положение о грехопадении наставлял на пессимизм в оценке человеческого существования. После грехопадения человек сохраняет образ и подобие Бога, но они затемняются пороками и страстями. Таким образом, человек уподобляется дьяволу. Человек создан «из праха земного», т.е. из ничего. Поэтому он неуклонно влечётся к небытию, он смертен. Возможность смерти не стала бы действительностью, если бы не первородный грех, отвративший его от источника его бытия, т.е. от Бога.
Следующие две догмы- искупления и воскресения- сыграли важную роль в возвышении человеческого тела. Христос воплотился в человеческое тело для того, чтобы искупить человеческие грехи. Тем самы тело получило божественное оправдание. Поскольку Бог создаёт только благо, душа и тело являются благами. Но тело- благо низшее. Тело является благом до момента, когда оно разумно управляется душой. Через искупление человеку дана возможность возвращения телу бессмертия и совершенства. Воскресение Христово показывает, что такая возможность стала действительностью. В этом заключается суть христианства.
Августин определяет человека как единство души и тела. Но душа важнее тела. Августин говорит, что от души зависит истинное благополучие человека. Душа является носителем добра и зла в человеке. Человек является посредником между царством Божием и царством материальным, т.е между профанным и сакральным.
Таковы основные положения учения Августина о человеке.
Выше уже было сказано, что благо создаётся Богом. В соответствии с учением Августина, все блага заслуживают любви, но не все- ради них самих. Человек должен любить своё тело, но не должен делать любовь к телу самоцелью, ведь тело- благо низшего разряда. Августин говорит о том, что наслаждаться следует только лишь Богом. Следовательно человек должен любить в природе, в самом себе то, что ближе к Богу. Человек должен предпочитать душу телу, в душе должен предпочитать разум чувству.
Быть добродетельным означает быть благочестивым. Это означало то, что необходимо, любить Бога и бояться Его. Понятие благочестивости в средневековом понимании на прямую связано с религиозностью. Весь земной мир является лишь средством достижения основной цели. Эта цель есть достижение царства небесного. Земное существование человека представляет собой испытание. Пройдя это испытание человек может приблизиться к царству небесному.
Августина считают первым философом истории. Он рассмотрел историю как единый, закономерный процесс.
Основной этой теории исторического процесса является библейская историография, в частности указания, которые были даны в Новом завете, относительно сбывшихся пророчеств Ветхого завета. Вера в эти пророчества наталкивала на убеждённость, что история предсказуема, а значит наполнена смыслом. Всему причиной служил божий промысел.
Из всего этого выходит, что история имеет какую-то цель. Однозначных пояснений относительно этой цели Библия не даёт.
Вся история имеет начало и конец. Этими вехами являются два событие: грехопадение, изгнание Адама и Евы, и Страшный суд. Всё то, что должно произойти между этими двумя событиями является наказанием человечества за первородный грех, испытанием, разделением грешников и праведников. В итоге каждый получит по заслугам. История делится на шесть основных этапов, в соответствии со своими задачами:
)От Адама до потопа.
2)От потопа до Авраама.
3)От Авраама до Давида.
4)От Давида до Вавилонского пленения.
)От Вавилонского пленения до рождения Христа.
)От распятия Христа до Страшного суда.
Августин считает такую библейскую периодизацию чисто символической.
Философия истории и социально-политические идеи Августина Аврелия была заимствована практически всеми западными средневековыми историками. Таким образом, оно оказало огромное влияние на историческую науку.
Заключение
Мы рассмотрели основные положения философии Августина Аврелия. Наследие Августина обширно и многогранно. К XI веку оно приобрело абсолютный авторитет. Вплоть до нашего времени развитие западной культуры находилось под непосредственным влиянием идей Августина. История постоянно обнаруживает влияние Августина в самых различных областях мысли, культуры и религиозной мысли.
Список используемой литературы:
.Блаженный Августин. Об истинной религии // Творения (том первый). Об истинной религии. - СПб.: Алетейя, 2000.
2.Майоров Г.Г «Формирование средневековой философии»- М., 1979.
.Закон Божий для семьи и для школы- Москва, 2008.
.Скворцов К. «Августин Иппонийский как психолог».
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.